Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Полезное
  • Разработать основные направления, формы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    В основу данной работы была положена гипотеза, о том, что оптимизации развития навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения будет способствовать серия занятий, направленная на формирование представлений о предметах окружающего мира у младших дошкольников с нарушением зрения в процессе специально организованных занятий по ознакомлению с окружающим миром.

    Видео:Развитие навыков самообслуживания у детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями зренияСкачать

    Развитие навыков самообслуживания у детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями зрения

    Глава 1. Теоретические основы изучения развития навыков самообслуживания у младших дошкольников

    1. Видео:УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 15.03.2016Скачать

      УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 15.03.2016

      Значение навыков самообслуживания в развитии младшего дошкольника

    Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

    Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания мною были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

    Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

    Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из рук воспитателей, ходить, перешагивать через препятствия, бегать, рисовать карандашом и кисточкой, действовать молотком, иголкой и т.д. Сначала всякое новое действие, выполняемое малышом, очень несовершенно. Со временем, малыш, ежедневно выполняющий эту процедуру, постепенно запоминает последовательность движений. Они становятся все более ловкими, и одно движение как бы само собой влечет следующее, да и выполняются они быстрее и качественнее. Вырабатывается навык определенного действия.

    Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

    При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования. Образование автоматизированных действий, какими являются навыки, возможно благодаря особым процессам, происходящим в коре головного мозга в процессе деятельности ребенка.

    Академик И.П. Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются временные связи. Отдельные временные связи, или условные рефлексы, образуют прочную систему, если вызвавшие их воздействия следуют неоднократно в одной и той же последовательности. Такую систему И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамического стереотипа возможно только при следовании условных рефлексов всегда в одном и том же порядке. Поэтому для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать последовательность операций, входящих в состав сложного действия. Если эта последовательность не поддерживается, условные связи не объединяются в стереотип и навык не образуется. Эту особенность динамического стереотипа необходимо учитывать при обучении детей тем или иным навыкам. Чтобы научить ребенка одеваться, надо указать ему, что сначала следует надеть трусики, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой именно последовательности, у него вскоре закрепится навык.

    Следует говорить о частичной автоматизации действия, поскольку у человека нет чисто механических действий; даже при высокой их автоматизированности он осмысливает обстановку, ситуацию, цель действий.

    Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется.

    Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.

    Самообслуживание – вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей и т.д.

    Самообслуживание тесно связано с трудовым воспитанием Трудовое воспитание ребенка начинается с приучения его к самообслуживанию. Взрослые делают первые шаги в этом направлении уже тогда, когда приучают ребенка самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы, одеваться, убирать свою постель и т. п.

    Важно не только научить ребенка выполнять все эти операции, но и сформировать у него привычку к самообслуживанию. Воспитывать такую привычку – значит приучать ребенка к тому, чтобы он не только не забывал о своих обязанностях, но и испытывал потребность в их выполнении. Воспитанный в этом отношении человек не может, например, сесть за стол, не помыв руки, не может оставаться в неубранной комнате и т. д.

    Привычка к самообслуживанию возникает при постоянном, изо дня в день повторяющемся выполнении определенного действия. Взрослые должны терпеливо учить выполнению обязанностей по самообслуживанию. При этом приходится учитывать, что даже самым простым действиям ребенка надо научить, показать и объяснить, как и что надо делать. Постепенно число обязанностей ребенка по самообслуживанию увеличивается, усложняется их содержание. К труду по самообслуживанию в одинаковой степени приучаются как девочки, так и мальчики. Умение обслужить себя необходимо и тем и другим. Необходимо, чтобы каждый ребенок вырос умелым, трудолюбивым, не боялся работы.

    Простейшие навыки индивидуального самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Сразу же вслед за тем, как ребенок начинает ходить и произносить первые слова, можно и нужно начинать постепенно вырабатывать у него умение самостоятельно одеваться, умываться, есть, убирать свои игрушки и т.п. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений – сложный и длительный процесс. Родителям и воспитателям не следует бояться, что у ребенка многое долго не будет получаться, или будет получаться плохо. Их помощь ребенку с самого начала должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребенка и не подрывающей его веры в свои возможности и силы.

    Самообслуживание детей в дошкольных образовательных учреждениях – один из основных видов труда дошкольников. В младшей группе самообслуживание детей выражается в самостоятельном раздевании, одевании, умывании и т. д. При воспитании навыков самообслуживания большое значение имеют повторяемость и постоянство требований, доброжелательный контроль со стороны воспитателя, его личный пример, а также пример детей, владеющих соответствующими навыками.

    В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает.

    Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

    Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

    Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте именно самообслуживание имеет большое воспитательное значение – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками.

    Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

    Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями.

    Самообслуживание имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.

    Самое начало освоения трудовой деятельности падает на период до 3 лет, т.к. к 3 годам у ребенка вполне ясно обнаруживается такой вид трудовой деятельности как самообслуживание: некоторые процессы самообслуживания выполняются ребенком самостоятельно, многие с небольшой помощью взрослого.

    Б.Г. Ананьев утверждал, что уже на втором году жизни человек оказывается включенным не только в познание и общение, но и в простейшие форм труда — самообслуживание. Б.Г.Ананьев считал принципиально важным для науки изучение начальных этапов становления трудовой деятельности.

    Современная психологическая наука со всей убедительностью показала, что в раннем возрасте закладываются глубочайшие основы личности. Уже в начале второго года жизни реально возникает и еще одна деятельность, в которой ребенок сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, учится обслуживать себя.

    Наличие адекватного знания об особенностях зарождения и первоначального становления самообслуживания обеспечит успешность выбора путей педагогического руководства.

    Практика показывает, что воспитательно-образовательный процесс в группах младшего дошкольного возраста существенно затрудняется из-за того, что дети не умеют самостоятельно есть, умываться, раздеваться, одеваться. В инструктивно-методической литературе указывается, что в группах раннего и младшего дошкольного возраста часто нарушается режим, сокращаются прогулки, отрезки самостоятельных игр из-за несформированности простейших актов самообслуживания.

    Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

    При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

    У детей с нарушениями зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Только через подражание, усвоение образца навыки у детей с нарушениями зрения не формируются, во всяком случае, полностью. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения является для них и их родителей жизненной необходимостью.

    Начиная с младшего дошкольного возраста, программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детейс трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, пробуждение стремления трудиться на общую пользу, готовности к трудовому усилию, желание быть полезным окружающим, добросовестно выполнять повседневные обязанности и поручения взрослых.

    В условиях зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за излишней опеки взрослых у детей с нарушением зрения уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других и, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим (Н. Г. Морозова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, Л. И. Плаксина и др.).

    В результате у детей с нарушением зрения труднее,чем у нормально видящих, формируются навыки самообслуживания, у них страдает координация движений, нет зачастую необходимых навыков пространственной ориентировки. Эти дети при поступлении в специальный детский сад или в школу оказываются неподготовленными нравственно и практически к самостоятельному труду, являющемуся необходимым условием их существования. У них отсутствуют привычка и потребность в ежедневном труде, не сформированы правильная установка к труду, умение и желание трудиться. В результате у них остаются несформированными такие качества личности, как: трудолюбие, активность, самостоятельность, интерес к выполняемой трудовой деятельности. Согласно программным требованиям, к семи годам жизни ребенок должен полностью владеть всеми необходимыми навыкамисамообслуживания. Специальные исследования проблемы обучению навыкам самообслуживания детей с нарушением зрения проводились Л.И. Солнцевой, которая изучала начальные формы трудовой деятельности — самообслуживания и выявила отставание их в предметно-практической деятельности, диспропорциональность в развитии самооценки у этихдетей, и оценки достигнутых ими результатов. Было установленотакже, что двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для детей с нарушением зрения и возникаетзначительно позднее. Специфической особенностью воспитания навыкам самообслуживания детей с нарушение зрения является большая, чем в норме, индивидуализацияв процессе организации деятельности, предусматривающая коррекцию пространственных представлений ребенка, развитие его сенсорных функций (форморазличения, цветоразличения, различения предметов по величине). Специфичным является и то, что формирование и совершенствование навыков самообслуживания протекает сопряженно с уточнением, коррекцией и обогащением представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается ребенок.

    Специальные исследования Л.Н. Лосевой, проведенные с 4-х-5-летними детьми с нарушениями зрения, показывают, что на отработку навыков самообслуживания эти дети затрачивают значительно больше времени, чем их нормально видящие сверстники. Так, при шнуровке ботинок дети с нарушением зрения в 12 раз больше затрачивают времени на определенную процедуру, допустив при этом в 4 раза больше ошибок.

    Таким образом, на раннем этапе развития ребенка с патологией зрения возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельности с тем, чтобы обеспечить возможность самостоятельного самообслуживания, успешного продвижения при включении его в коллективную деятельность в соответствии с требованиями программы его возрастной группы. Особое значение приобретает осуществление педагогического принципа преемственности в трудовом воспитании детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, предполагающее согласованность взрослых в работе с отдельными детьми по развитию у них необходимой координации движений, ориентировке в пространстве, формированию способов предстоящей трудовой деятельности.

    В условиях специального (коррекционного) дошкольного учреждения дети выполняют разные по своим коррекционным возможностям виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд с элементами творчества.

    Самообслуживание является основным видом труда в младших группах.

    Самообслуживание включает заботу каждого о чистоте своеготела, своей одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила.

    Самообслуживание — это основной вид труда ребенка до четырех лет. Приучение детей самих одеваться, умываться, убирать в уголке и т. п. формирует уверенность в своих силах, желание преодолевать зависимость малыша от взрослого. Но добиться полного самообслуживания у ребенка можно путем кропотливой систематической слаженной работы детского сада и семьи. И в первую очередь необходимо переориентировать родителей (а нередко и педагогов) с позиции опекания ребенка на позицию терпеливого отрабатывания у него трудовых действий.

    Опыт тифлопедагогов показывает, что детей с нарушением зрения 3-4-го, а иногда и 5-го, поступающих в детский сад, приходится обучать самообслуживанию почти с нуля, так как онине владеют действиями застегивания, шнуровки и т. п. А главноеони уже не желают трудиться. Для этих детей упущен благоприятный период жизни, когда впервые в ребенке пробуждается потребность действовать самостоятельно. Именно такие в основном дети и поступают в специальные детские сады для детей с нарушением зрения, а иногда и в школы-интернаты для слепых и слабовидящих. Учась самостоятельно себя обслуживать, ребенок вынужденобследовать предметы, усваивать их функциональное назначение.Через овладение действиями по самообслуживанию у ребенка развивается игровая деятельность. Научившись пить из чашки, ребенок переносит это действие на куклу. Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения действиям по самообслуживанию, которая заключается в максимальном расчленении каждого действия на отдельные операциипри выполнении действий руками ребенка при обязательном словесном объяснении, которое сопровождает каждую операцию. Постепенно участие взрослого от совместного с ребенком действияуменьшается и заменяется контролем результатов его выполнения.

    Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания у слабовидящих детей тоже является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности.

    В условиях, когда для формирования самостоятельности в процессе самообслуживания наиболее благоприятный возраст упущен, в целях ознакомления детей с нарушением зрения с требованиями по самообслуживанию уже не могут использоваться основные занятия (по программе детского сада). Необходимы индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, которые направлены на исправление, коррекцию вторичных отклонений в развитии каждого слепого и слабовидящего ребенка, в том числе и в области трудового воспитания.

    Коррекция трудовых действий осуществляется в основном прямо в процессе выполнения ребенком режимных моментов. Учитель-дефектолог поначалу помогает малышу, сопровождая помощь объяснением, а потом все большую самостоятельность обретает ребенок. Он начинает самостоятельно выполнять отдельные действия. И постепенно под контролем переходит к самостоятельному выполнению всей работы.

    Существенную роль играет при этом доброжелательное отношение дефектолога, который отмечает малейшее продвижение воспитанника в обретении им бытовой независимости.

    Ознакомление ребенка, имеющего нарушение зрительного анализатора со способом выполнения каждого нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого действия.

    При этом решающим является активное поведение ребенка, чего добиться оказывается трудно из-за пассивности, недостаточной координации движений, вялости мышц детей с глубокими нарушениями зрения.

    Поэтому подробный показ и объяснение при обучении приемам умывания, одевания, уборке игрушек и материалов должнысочетаться с непосредственным участием слепого и слабовидящегоребенка в выполнении задания. Здесь особое значение имеет согласованность действий педагогов и родителей к ребенку со стороны взрослых. Только многократное повторение одних и тех же действийв определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха: образуется навык-автоматизированное умение. По мере формирования навыков самообслуживания педагог отпоказа переходит к подробным словесным объяснениям, а потомсловесная инструкция все более свертывается. И совершенно иная картина получается в тех случаях, когда эта деятельность стимулируется педагогом или кем-то из старшихдетей, а в некоторых случаях родителями (когда малышу, например, предстоит идти в гости) и т. п.

    Потребность в самообслуживании при таком стимулировании становится полезной привычкой слепого и слабовидящего ребенка нередко на долгие годы жизни.

    Для ребенка с нарушением зрения важно не просто научитьсявыполнять трудовые действия, но и выполнять их последовательнои рационально.

    Обучение навыкам самообслуживания ускоряется при своевременном поощрении ребенка, одобрении его самостоятельных действий. Это вызывает у малыша чувство радости, пробуждает уверенность в своих силах. Но частое применение в воспитательных целях похвалы может привести к отрицательным проявлениям характера (зазнайству, высокомерию). Поэтому, добившись автоматизированных действий по самообслуживанию, целесообразно напомнить ребенку, что наконец-то он добился той нормы, которая предусмотрена программой детского сада, и теперь уже может помогать другим, кто будет нуждаться в помощи.

    Специальные исследования и практический опыт показывают,что в работе с детьми, имеющих зрительные нарушения, дошкольноговозраста по формированию навыков самообслуживания эффективно комплексное воздействие на этих детей разнообразныхформ и средств, побуждающих и обеспечивающих включение их втрудовую деятельность. Чередование различных упражнений иигр способствует автоматизации навыков самообслуживания. Момент обретения самостоятельности можно считать поворотным и в формировании личности, в переходе воспитанника с иждивенческой позиции на позицию заботы о других и о себе.

    Видео:Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР дошкольного возрастаСкачать

    Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР дошкольного возраста

    1.2. Специфические особенности формирования представлений младших дошкольников с нарушением зрения об окружающем мире

    Рассматривая проблему формирования представлений об окружающем мире у детей с различными недостатками развития, необходимо отметить, что основополагающими положениями специальной педагогики и психологии являются исследования Выготского Л.С. Идеи Выготского Л.С. (об особенностях развития ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности и ряд других) нашли отражение и развитие в теоретической и экспериментальной работах отечественных ученых, в практике разных типов учреждений для детей с проблемами в развитии. Они являются базовыми в построении нашего исследования.

    Важным для нашей работы явилось положение Л.С. Выготского о соотношении первичного и вторичного нарушений, которое открывает огромные возможности для специальной педагогики. так как показывает, что многие проявления в развитии ребенка с ограниченными возможностями определяются не только основными нарушениями. но и возникающими в результате неверного подхода к воспитанию и обучению.

    В своей работе мы также учитывали указания Л.С. Выготского о том, что педагогика должна перенести центр тяжести с воспитания низших процессов на воспитание высших психических функций. При этом Л.С. Выготский отмечал, что высшие психические функции более поддаются воздействию, чем низшие, элементарные процессы. Для формирования высших психических функций необходимо создание благоприятных условий. Ресурсы могут быть определены при помощи анализа качественных изменений структуры психических процессов, межфункциональных отношений.

    Определить подход к коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, можно только при учете основных особенностей их развития.

    Известно, что у каждого ребенка с нарушением зрения по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта.

    Особенностями развития у детей с отклонениями в развитии являются: несформирвоанность произвольной регуляции образной сферы: непрочность связи между зрительной и вербальными сферами; ослабленность зрительных и образно-мнестических функций; недостаточная способность к тонкому анализу и дифференцировке на уровне зрительно-предметной сферы. Из-за этого отмечается недостаточная точность, неполноценность предметных образов-представлений. Дефицит образной сферы, неполное привлечение и неправильное применение наглядного, предметно-образного материала в свою очередь являются причиной нарушений процессов восприятия, памяти и мышления.

    Нарушение зрительных функций при нарушении зрения у дошкольника, обуславливая несовершенство начальных базовых этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процесс формирования образов и значительно снижает возможность опознавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование других познавательных процессов (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Т.П. Головина, М.И. Земцова. А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.)

    В связи с бедностью зрительной информацией у детей с нарушением зрения дошкольного возраста отмечаются особенности формирования отдельных психических процессов. У этих детей страдает зрительная память (А.И. Зотов. Л.А. Зотов, В.А. Лонина), которая играет важную роль в процессе зрительного восприятия, при операциях анализа и синтеза. У них встречаются затруднения в формировании зрительных представлений, нередко отмечаются затруднения в формировании зрительных представлений, нередко отмечается неправильное понимание конкретных значений слов (Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк).

    В исследованиях, посвященных изучению зрительного восприятия детей с недостатками зрения (Л.П. Григорьева. Т.П. Головина, М.И. Земцова, А.И. Зотова, А.И. Каплан и др.), отмечается фрагментарность, замедленность, неясность образов, возникающая в результате восприятия отдельных элементов предмета (или его изображения), слабость следов зрительного восприятия, препятствующая словесному называнию виденных предметов, наличие большого числа искажений, уподоблений и замен одних предметов другими.

    Материалы общей и возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, А.И.Великороднова, Е.И. Игнатьев, Е.И. Кабанова-Меллер. Б.М. Теплов. И.И. Менчинская и др.) были положены в основу исследований формирования представлений, понятий, обобщений и умственных действий у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста, проведенных сотрудниками кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена в разные годы. Слепота и слабовидение не меняют содержание этапов развития представлений. Нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного ко все более полному, обобщенному, адекватному образу.

    Характер представлений детей с недостатками зрения, как отмечает В.П. Ермаков зависит, не только от состояния зрительного анализатора, но и от времени его нарушения, длительности воздействия первичного дефекта на развитие ребенка, стабильности зрительных функций.

    Недостаток зрения оказывает влияние на динамику предметных представлений и наиболее сильно у тех детей, у которых в силу типологических особенностей предметные образы замедленно формируются и быстро разрушаются.

    В исследованиях Т.П. Головиной. В.П. Ермакова, Е.М. Украинской и других авторов некоторое отставание в развитии у детей с недостатками зрения в сравнении с нормально видящими детьми объясняется тем, что даже при значительном снижении остроты зрения, оно остается ведущим чувствующим органом. Самые незначительные возможности нарушенного зрения являются главным источником информации, а это обусловливает появление обедненности апперцепции у этих детей. При этом, чем меньше чувственной информации получает ребенок, тем большим вербализмом характеризуется его образы представлений, мышления, речи и памяти. Операционная и регулирующая роль этих образов недостаточно выражена и без специальной коррекционной работы овладение обобщенными способами изучения окружающей действительности у детей со зрительно-сенсорной недостаточностью растягивается на более длительный период.

    Кроме того, на процесс формирования представлений об окружающем мире у детей с недостатками зрения косоглазием и амблиопией старшего дошкольного и младшего школьного возраста отрицательно влияет отмечающееся у них отставание в развитии познавательных интересов. Это в свою очередь приводит к возникновению у них трудностей в обучении, снижении успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха зачастую становящаяся источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности у этих детей (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева).

    Невозможности дистантного зрительного восприятия предметов и явлений помимо возникновения неадекватных представлений об окружающей действительности вызывает трудности формирования речи.

    Еще большие трудности, как в становлении личности, так и в овладении знаниями, наблюдаются у детей с недостатками зрения, у которых наблюдается сложная структура развития – сочетание недостатков зрения с интеллектуальной недостаточностью (в том числе ЗПР и др.) (Э.Я. Зицер. Н.Б. Лурье. А.Ф. Самойлов и др.)

    В специальной педагогике проблема формирования представлений у детей с недостатками зрения школьного возраста освещена в работах И.П. Гайлене, Л.К. Малштейн, В.А. Феоктистовой и др.) Их научные труды посвящены вопросам повышения эффективности использования: зрительных возможностей детей; средств наглядности; метода наблюдений при формировании навыков самообслуживания на занятиях по ознакомлению с окружающим миров дошкольников с нарушением зрения.

    В последнее время благодаря тифлопедагогическим исследованиям была доказана необходимость проведения специальных коррекционно-развивающих мероприятий на развитие навыков самообслуживания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста (Л.В. Рудакова, Е. Карпушина и др.). Исследователями отмечается, что нарушение функций зрения у этих детей неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности, а также дифференцированности восприятия, трудности в овладении сенсорными эталонами, что обусловливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в овладении измерительными навыками, навыками самообслуживания, ориентировки в пространстве (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева и др.).

    Исследование Е.В. Селезневой свидетельствует о том, что дети с нарушенными зрением недостаточно используют сохранные анализаторы в процессе познания окружающего мира.

    В работе Г.В. Григорьевой содержатся сведения о неадекватных представлениях детей данной категории и невербальных средствах общения, что затрудняет получение этими детьми знаний об окружающем мире. Отмечающиеся у этих детей недостатки представлений об окружающем мире, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие у них мыслительных операций (анализа, синтеза. сравнения, обобщения), затрудняют осуществление ими предметной, игровой, трудовой деятельности (Л.И. Плаксина, И.В. Ремейкайте и др.); негативно сказываются на развитии различных сторон речи (А.Л. Лукошевичене, С.А. Покутнева и др.).

    Современная программа «Ознакомление с окружающим миром детей с недостатками зрения» (Б.К. Тупоногов) недостаточно подробно раскрывает процесс управления развитием предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста, хотя и подчеркивает важность данного направления коррекционно-педагогической работы.

    Исследования А.И. Витковской, С.М. Хорош доказали эффективность применения игровых приемов в процессе формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения, начиная с раннего дошкольного возраста. Работ же, отражающих особенности формирования представлений об окружающем мире у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией младшего дошкольного возраста еще недостаточно. Данный факт обуславливает необходимость определения содержания коррекционно-педагогических приемов и способов повышения эффективности обучения этих детей, начиная с младшего дошкольного возраста, так как: во-первых, в этом возрасте влияние первичного дефекта на развитие этих детей является еще большим; во-вторых, возраст 3-4 года – это возраст поступления ребенка в специализированное ДОУ; в-третьих, у детей младшего дошкольного возраста легче скоррегировать недостатки зрительного восприятия и сформировать базовые компоненты об окружающем мире, а также и навыки самообслуживания, так как для детей в этом возрасте характерно: стремление к самостоятельности, становление целенаправленной деятельности, способности намеренного воспроизводства действий и их последовательности.

    Очевидный факт, что затруднения, испытываемые детьми с недостатками зрения при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности требуют самого широкого педагогического вмешательства с раннего детства, что способствовало бы развитию у них навыков самообслуживания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

    Видео:Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитииСкачать

    Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

    Вывод по первой главе

    Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

    Самообслуживание – вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей и т.д.

    Трудовое воспитание ребенка начинается с приучения его к самообслуживанию.

    В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает, что непосредственно касается и детей с нарушением зрения.

    Видео:Мастер-класс по обследованию на ПМПК детей с нарушением зренияСкачать

    Мастер-класс по обследованию на ПМПК детей с нарушением зрения

    Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения

    Видео:Урок №2Скачать

    Урок №2

    2.1. Организация проведения экспериментальной работы, направленной на формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения

    Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения была проведена на базе Муниципального образовательного учреждения  «Начальная школа — детский сад компенсирующего вида № 2» Ворошиловского района г. Волгограда.

    Характеристика зрительной патологии детей

    № п/п 

    Ф.И.О. 

    Зрительный диагноз 

    Острота зрения 

    Марков Егор

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз 

    ОД=0,9

    OS=0,7

    Кондратьев Илья 

    Частичная атрофия зрительных нервов нистагм ОН-глаз 

    ОД=0,8

    OS=0,7

    Сальников Ксения 

    Содружественное сходящиеся с вертикальным компонентом косоглазие, гиперметропия ОН-глаз

    ОД=0,6

    OS=0,5

    Асетров Саша 

    Частичная атрофия зрительных нервов, сходяещееся с параметрическим компонентов косоглазия, гиперметропия средней степени 

    ОД=0,07

    OS=0,3

    Абрамова Лиза 

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз

    ОД=0,7

    OS=0,5

    Казарен Армен 

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз 

    ОД=0,7

    OS=0,5

    Генюта Настя 

    Рефракционноая амблиопия гиперметропия 

    ОД=0,8

    OS=0,8

    Кухаренко Рома 

    Рефракционноая амблиопия гиперметропия

    ОД=0,7

    OS=0,7

    Титов Максим 

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз 

    ОД=0,7

    OS=0,5

    10 

    Илющенко Ваня 

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз 

    ОД=0,7

    OS=0,5

    11 

    Мимицин Максим 

    Содружественное сходящиеся косоглазие, гиперметропия ОН глаз

    ОД=0,7

    OS=0,5

    Для того чтобы определить задачи и содержание этапа формирования навыков самообслуживания, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной (диагностической работы) т.е. констатирующего эксперимента, который проходил в 3 этапа:

  • 🌟 Видео

    Воспитание ребенка раннего возраста с нарушениями зрения. Советы родителям - Союз педиатров России.Скачать

    Воспитание ребенка раннего возраста с нарушениями зрения. Советы родителям - Союз педиатров России.

    "О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила ПетрановскаяСкачать

    "О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

    Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНРСкачать

    Формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР

    Организация работы с детьми с нарушением зренияСкачать

    Организация работы с детьми с нарушением зрения

    Навыки самообслуживания у ребенка с ДЦП.Скачать

    Навыки самообслуживания у ребенка с ДЦП.

    Календарь развития ребёнка от 0 до 12 месяцевСкачать

    Календарь развития ребёнка от 0 до 12 месяцев

    Особенности развития детей с нарушением зренияСкачать

    Особенности развития детей с нарушением зрения

    Игры на развитие навыков коммуникации [Любящие мамы]Скачать

    Игры на развитие навыков коммуникации [Любящие мамы]

    Занятие № 9. Навыки самообслуживанияСкачать

    Занятие № 9. Навыки самообслуживания

    Особенности логопедической работы с безречевыми детьми раннего и дошкольного возрастаСкачать

    Особенности логопедической работы с безречевыми детьми раннего и дошкольного возраста

    Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития | Д.В. ИващенкоСкачать

    Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития | Д.В. Иващенко

    Навыки самообслуживания - фактор личностного развития ребенка-дошкольника.Скачать

    Навыки самообслуживания - фактор личностного развития ребенка-дошкольника.

    Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возрастаСкачать

    Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
    Поделиться или сохранить к себе:
    Med