Лекция: «Особенности высшей нервной деятельности человека (эмоции, мотивации, типы высшей нервной деятельности)»

Лекция: «Особенности высшей нервной деятельности человека (эмоции, мотивации, типы высшей нервной деятельности)» Полезное

Раздражители внешней и внутренней среды могут вызывать такие реакции, которые инициируют то или иное поведение и отражают проявление потребностей организма. Например, сдвиги во внутренней среде, приведшие к жажде или голоду инициируют то поведение, которое направлено на удовлетворение потребности их утоления. Все это поведение является мотивационным.

Мотивация – это целенаправленное поведение. Главное звено мотивации – цель.Целей в нашей жизни очень много и они постоянно или повторяются, или меняются. Есть цели ближайшие – немедленное удовлетворение (они связаны с сиюминутным удовлетворением – вкусная пища). Они не требуют большой подготовки, деятельность при них и вознограждение одновременны. Но они не долговечны. Отдаленные цели – направлены (сознательно или бессознательно) на завоевание любви ближних нам людей. Эти цели достигаются упорным трудом и накапливаются в течение всей жизни.

К ближайшим и отдаленным целям можно стремиться сознательно и подсознательно. Сознательные цели – это склоняться перед сильным (Богом, Аллахом, королем, страной, партией, родителями, супругом, детьми), быть сильным (слава, рукоплескание масс, власть и т.п.), дарить радость (желание помогать другим бескорыстно), получать радость (достигается при удовлетворении своего поступка). Ни ближайшие, ни отдаленные цели не являются подлинной конечной целью. Конечная цель — это раскрыть себя наиболее полно, проявить себя и добиться чувства уверенности и надежности. Надо стремиться к высшему мастерству – это приносит уважение, расположение и любовь (и не только ближних нам людей).

Видео:Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Видеоурок по биологии 8 класс

Мотивационное поведение связано с функцией гипоталамуса, миндалин мозга и коры. Биохимической основой формирования мотивации являются биологически активные вещества: нейромедиаторы (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и другие), гормоны (катехоламины, вазопрессин и другие) и нейропептиды (ангиотензин, морфин и другие). В структуре мотиваций особое место занимают эмоции.

Эмоции — это язык чувств, присущий человеку и животным. Эмоции могут выражаться внутренними (субъективными) признаками – радость, горе, наслаждение, отвращение, ненависть, любовь и другие. И внешними (объективными) признаками – мимика, жестикуляция, голосовые и вегетативные реакции. Между эмоциями существуют полярности (положительные и отрицательные). Например, радость – печаль, гнев – страх, интерес – отвращение и другие.

Положительные эмоции. Удовольствие – радость: удовольствие – это индивидуальное проявление, зависящее от труда, мастерства, поиска, радость — наиболее желанное состояние, его умножает умеренность. Интерес – ажиотаж –важная эмоция для формирования навыков, интеллекта, творчества, труда, мастерства.

Отрицательные эмоции. Дистресс – горе – вызывает их появление разлука, неудача. Эмоция связана с чувством одиночества, жалости к себе. Отвращение – омерзение – часто эта эмоция связана с пищевой мотивацией (не вкусно, дурно пахнет). Гнев – ярость – «закипает кровь», лицо пышит жаром. Гнев – это смелость и страх. Ярость – чувство храбрости и совершение подвига. Пренебрежение – презрение – это эмоция, характеризующая подготовку встречи с противником. Направлена эта эмоция на уничтожение людей себе подобных. Удивление – испуг – это подготовка к новому действию, неожиданному, эмоция на выживание. Стыд – робость – унижение — мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Если поведение не соответствует эталону и осуждается – это должно вызывать чувство стыда. Это страх самоуважения, собственного достоинства. Страх – ужас — сигнализирует о реальной или воображаемой опасности. Страх наиболее труднопереносимая эмоция. Трус – испытывает страх всегда, храбрец – не остается у его власти.

Видео:Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции и память. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции и память. Видеоурок по биологии 8 класс

Как мы видим из этих примеров положительных эмоций значительно меньше, чем отрицательных. Но надо помнить, в каждой положительной эмоции есть отрицательные моменты, а в каждой отрицательной – положительные. Например, радость и наслаждение без меры – это уже не радость и наслаждение, а несчастье. Можно «погрязнуть» в наслаждениях и это уже не приносит никакой радости. В тоже время, горе сплачивает людей, ярость приводит к победе над врагом и т.п. Положительная часть всех отрицательных эмоций обозначается как стеническая. А истино отрицательная часть, как астеническая.

В процессе своей повседневной работы мы испытываем эмоциональное напряжение. В этой реакции организма можно выделить следующие стадии. 1 – приспособительная – за счет этой реакции повышаются внутренние резервы организма и мы имеем возможность выполнять какой-то вид работы. 2- стеническая отрицательная часть — с ростом напряжения во время работы используются все резервы организма и наступает «вегетативная буря» – повышение кровяного давления, увеличение сердцебиения и т.п. (все это может проявляться в виде гнева, негодования и т.п.). 3 – астеническая отрицательная часть напряжения – тормозятся энергетические и интеллектуальные возможности, приводящие к страху, ужасу, тоске. 4 – невроз – это срыв высшей нервной деятельности и возможное развитие болезней.

Как же быть при развитии эмоционального напряжения и не довести себя до 3-ей и, тем более, 4-ой стадии его? Лучше всего – это разряжать эмоциональное напряжение (физическая нагрузка, увлечение, встреча с интерсными людьми и т.д.).

Формирование эмоций осуществляется с помощью таких отделов центральной нервной системы, как ретикулярная формация, гипоталамус, лимбическая система и кора. Существует эмоциональная асимметрия полушарий. Временное выключение, например, левого полушария (что бывает в клинической практике и в жизни) сопровождается сдвигом в сторону отрицательных эмоций. Ухудшается настроение, появляется пессимизм. При выключении правого полушария – наоборот, развивается состояние благодушия, безответственности, беспечности.

Видео:Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиологияСкачать

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиология

В формировании эмоций важное место занимают органы чувств. На первом месте, в этом отношении, находится орган зрения (до 90 % всех эмоциональных состояний связано с ним), далее слух и другие. Зрение — дает нам представление о цвете, об изменениях внешней среды и диспозиции предметов. Это обеспечивает нам соответствующее эмоциональное состояние (красный цвет – возбуждение, синий – тоска и уныние, а вспомните Ваше состояние в том случае, когда идет дождь, снег или светит солнце). Слух — когда мы воспринимает высокие звуки, то они возбуждают, низкие – вызывают эмоции страха, монотонные – угнетают всякие эмоции. Запах – также формирует разные эмоциональные состояния.

Эмоции очень важны для производительности труда. Положительные эмоции увеличивают его, также действует и стеническая часть отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции в их астенической фазе – ухудшают производительность труда.

Имеется связь между эмоциональным состоянием и заболеваемостью. Так, эмоции страха чаще всего вызывают болезни сердца, гнев – печени, тоска – желудка.

Придерживаясь здорового образа жизни, мы создаем все условия для снятия эмоционального напряжения.

Видео:Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.Скачать

Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.

Эмоции зависят от индивидуальных (типологических) особенностей субъекта. Вы не раз могли обратить внимание на то, что люди, попадая в одну и туже ситуацию, ведут себя по-разному. Однако при всем разнообразии поведенческих реакций просматриваются общие схемы, или типы поведения. Такое явление было замечено еще в древности и было положено в основу греческой медицины, которая признавала четыре элемента (воздух, воду, огонь, землю) или материи (кровь, лимфа, желчь, черную желчь). Комбинация из них, определяет темперамент поведения. Эти воззрения древних греков легли в основу классификации темпераментов, предложенных Гипократом. Он считал, что уровень жизнедеятельности человека зависит от соотношения этих четырех жидкостей в организме. Смесь этих жидкостей (в переводе с греческого на латинский, слово смесь звучит как «temperamentum») и определяет индивидуальную особенность каждого. Согласно этому учению, если у человека преобладает в этой смеси кровь — он сангвиник. Если желчь – холерик,черная желчь – меланхолик, слизь – флегматик. Эти названия типов сохранились до настоящего времени.

И.П. Павлов (1910-1935 г.г.) связал типы темпераментов со свойствами нервной системы, выделив среди них силу, уравновешенность и подвижность. 
По силе людей
подразделяют на сильный и слабый тип. Сильный тип – реагирует на раздражение согласно закону силовых отношений, слабый — не подчиняется ему. По уравновешенности люди могут быть подразделены на уравновешенных и неуравновешенных Уравновешенный тип – человек, у которого процессы возбуждения и торможения уравновешенны (т.е. одинаковы). Неуравновешенный – процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. По подвижности людей делят на подвижных и инертных. Подвижный тип – смена возбуждения и торможения осуществляется быстро. Инертный тип – торможение преобладает над возбуждением.

Согласно этим представлениям были составлены следующие комбинации. Сангвиник – сильный, уравновешенный и подвижный. Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик — слабый тип.

Характеризуя эти типы высшей нервной деятельности с позиции их идеализации можно заключить, что каждому из них присущи какие-то особые свойства. Так, сангвиник – это идеальный тип, очень работоспособный, легко берется за любую работу, но и легко ее бросает. Такие люди авторитетны в кругу других людей, в обществе (например, Пирогов). Холерик – очень работоспособный тип, за любое дело берется с порывом (именно у него «легко закипающая кровь»), но взрывчат, в компании заводила, легко отходит от гнева. Такие люди тоже могут занимать ведущие роли в обществе (например, Павлов). Флегматик – спокойный, медлительный, мимика и жесты отсутствуют, однолюбы, точны. В обществе тоже могут занимать ведущие роли (например, Кутузов). Меланхолик – слабый, легко ранимый, замкнутый, чувствительный (например, Гоголь).

Видео:БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.Скачать

БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.

Выделяют еще и собственно- человеческие типы высшей нервной деятельности. Художественный тип– преобладает первая сигнальная система действительности (доминирует правое полушарие мозга). Мыслительный тип — преобладает вторая система действительности (доминирует левое полушарие мозга). Смешанный тип –нет преобладания какой-либо из этих систем.

В последние годы появилось много различных дополнений к данным классификациям. Например, введено понятие экстраверсии и интраверсии.Экстраверты – это сангвиник (стабильный) и холерик (нестабильный). Интроверты – это флегматик (стабильный) и меланхолик (нестабильный).

Конечно, строго выделить тип человека достаточно сложно. Тем более, что каждый человек, в зависимости от ситуации, может проявлять черты всех четырех типов. Если даже взять каждого индивидуума в отдельности, то в своей жизни он проходит как бы все типы темпераментов. В детстве – сангвиничность, в отрочестве – меланхоличность, в зрелости – холеричность и в старости – флегматичность. Индивидуальные типологические особенности проявляются у детей уже во втором полугодии жизни, но особенно ярко в возрасте 5-6 лет. Дети отличаются по признакам силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Но они меняются с возрастом. Это же прослеживается с каждым и в связи со сменами года: весна – холеричность, лето – меланхоличность, осень – сангвиничность, зима – флегматичность. Т.е. здесь также играют роль еще и биоритм человека. Наше поведение во многом зависит от биоритмов. Биоритмы – это гармония, соразмеренность, периодически повторяющиеся явления. Различают высокочастотные биоритмы — от мск до 30 мин – ритм дыхания, работы сердца и другие. Биоритмы средней частоты (ультрадианные – до 20 часов, циркадианные – 20-28 часов, инфрадианные – более 28 часов и циркасептанные – до 7 суток) – это сон и бодрствование, околосуточные изменения обмена веществ, гормонов и другие. Биоритмы низкой частоты – до месяцев, лет – сезонные, годичные, солнечные и другие.

В связи с биоритмами очень важны такие понятия в медицине как хронограмма и хронотерапия. Хронограмма работы организма, его отдельных органов и систем очень важна при диагностике больных. А хронотерапия должна учитываться при назначении лекарственных препаратов.

Учение о типах высшей нервной деятельности очень важно для врача с разных позиций. При постановке диагноза, размещении пациентов в палате, терапии. Но оно не менее важно и в других сферах: типы и бракосочетание, создание групп людей, взаимоотношение начальник — подчиненный и т.п.

📹 Видео

Типы высшей нервной деятельностиСкачать

Типы высшей нервной деятельности

Анатомия. Высшая нервная деятельностьСкачать

Анатомия. Высшая нервная деятельность

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. ПавловаСкачать

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. Павлова

Устройство и работа мозга — курс Вячеслава Дубынина на ПостНаукеСкачать

Устройство и работа мозга — курс Вячеслава Дубынина на ПостНауке

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных системСкачать

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

§ 56 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.Скачать

§ 56 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.Скачать

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.

Лекция "Патология эмоций и воли" со слайдами. 2018. Проф. каф. психиатрии РязГМУ Меринов А.В.Скачать

Лекция "Патология эмоций и воли" со слайдами. 2018. Проф. каф. психиатрии РязГМУ Меринов А.В.

Высшая нервная деятельность Рефлексы | Биология 7 класс #53 | ИнфоурокСкачать

Высшая нервная деятельность  Рефлексы | Биология 7 класс #53 | Инфоурок

Высшая нервная деятельностьСкачать

Высшая нервная деятельность

Ирина Камаева. Темперамент или типы высшей нервной деятельности?Скачать

Ирина Камаева. Темперамент или типы высшей нервной деятельности?

Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессыСкачать

Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы

Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.Скачать

Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Лекция 1. Общая сенсорная физиология.Скачать

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Лекция 1. Общая сенсорная физиология.

Условные и безусловные рефлексы | Пути замыкания временных связей | Нормальная физиологияСкачать

Условные и безусловные рефлексы | Пути замыкания временных связей | Нормальная физиология
Поделиться или сохранить к себе:
Med