Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей.


 

 

 

 

ББК 74.102

Смирнова Людмила Николаевна —

логопед-дефектолог высшей категории с 30-летним стажем. Победитель конкурса «Учитель года» СЗАО г. Москвы в 1992 г. Награждена медалью

«В память 850-летия Москвы» за достижения в работе. Отличник народного просвещения. Вторая специальность — учитель русского языка и литературы. Опыт заведующей детским садом. Автор книг и научных публикаций по логопедии.

Овчинников Станислав Николаевич —

окончил педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета. Кандидат медицинских наук. Автор научных публикаций и книг по педиатрии.

Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н.

Развитие речи у детей 3—4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.

Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 3—4 лет. Оно также может быть полезно и родителям.

В книге содержится речевой материал, который состоит из 30 тематических циклов, способствующих обогащению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.

18ВМ 978-5-86775-683-3

© Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н., 2009 © «Мозаика-Синтез», 2009

 

 

 

Предисловие

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 3—4 лет.

Возраст 3—4 года — это благоприятный период для развития речи ребенка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка.

Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

• много говорить самому;

• следить за темпом речи (речь педагога должна быть неторопливой, размеренной);

• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;

• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;

• не ругать ребенка в присутствии других детей. Предлагаемый в пособии материал является результатом

многолетнего творческого труда авторов. Он был опробован в ходе работы с детьми и доказал свою эффективность. Он способствует:

• обогащению словарного запаса детей;

• формированию грамматического строя речи;

• развитию связной речи.

С детьми 3—4 лет проводится одно занятие в неделю продолжительностью 15 минут. Если педагог что-то не успел в течение занятия или считает необходимым повторить некоторые упражнения, он может использовать речевой материал не только во время специальных занятий, но и в ходе режимных моментов (перед завтраком, обедом, во время прогулки, свободных игр детей и т.д.), что позволит избежать перегрузки детей.

Желаем вам творческих успехов!

 

Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить использовать в речи сложносочиненные предложения, существительные в родительном падеже множественного числа. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Игрушки.

Ход занятия

«Где живут игрушки?» Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки в группе и читает четверостишие (2 раза).

Здесь живут игрушки:

Пирамидки, пушки,

Куколки, машинки,

Кубики, картинки.

Затем педагог задает детям вопросы, на которые они должны ответить полными предложениями. При необходимости воспитатель оказывает помощь.

— Какие игрушки перечислены в стихотворении?

— Какие еще игрушки вы видели?

— Кто сделал игрушки?

— Из чего сделаны игрушки? (Из резины, пластмассы, дерева, железа.)

«Каких игрушек много?» Воспитатель по очереди показывает детям разные группы игрушек и спрашивает: «Каких игрушек у нас много?» Малыши отвечают: «У нас много кубиков (матрешек, машин, кукол…)». Педагог помогает детям правильно сформулировать предложения, выделяя голосом и артикуляцией окончания существительных во множественном числе.

«Большая — маленькая». На столе перед детьми выставлены пары игрушек: большие и маленькие. Воспитатель предлагает назвать игрушки и определить их размер (хоровые и индивидуальные ответы): «Эта матрешка большая, а эта матрешка поменьше. Эта машина большая, а эта машина поменьше. Эта кукла большая, а эта кукла поменьше. Этот кубик большой, а этот кубик поменьше».

«Мы к игрушкам прибежали». Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения. Игра проводится 2 раза и закрепляется в последующие дни.

Мы по кругу побежали

И к игрушкам прибежали:

На игрушки посмотрели

И на корточки мы сели.

На коленочки мы встали

И с игрушками играли.

Затем воспитатель раздает детям игрушки и спрашивает каждого ребенка, кто с какой игрушкой играет. Дети дают ответы полными предложениями: «Я играю с матрешкой (с куклой, машиной, кубиком, мячиком)» и т. д.

 

Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

Цели. Развивать навыки связной речи. Способствовать сенсорному развитию. Учить детей называть основные части предметов, их особенности. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Кукла и машина.

Ход занятия

«К нам приехала машина». Воспитатель демонстрирует детям куклу, сидящую в машине, и два раза читает четверостишие:

К нам приехала машина, А в ней кукла Валентина, Валя, Валенька, Валюшка, Очень милая игрушка.

«Кукла похожа на девочку? — спрашивает воспитатель. — Чем кукла отличается от девочки? (Маленькая — большая, живая — неживая.) У девочки щеки, а у куклы… (щечки). У девочки брови, а у куклы… (бровки). У девочки ресницы, а у куклы… (реснички). У девочки волосы, а у куклы… (волосики). У девочки пальцы, а у куклы… (пальчики). Во что одета кукла?»

Воспитатель еще раз читает четверостишие и предлагает детям вместе рассказать о кукле.

Далее проводится аналогичная работа по составлению рассказа о машине: «Кто сделал машину? Из чего она сделана? Что есть у машины? (Мотор, кузов, кабина, колеса…) Сколько колес у машины? (Четыре колеса.) Эта машина какая? (Грузовая.) Для чего нужна грузовая машина?» и т. д.

«Спрячем слова в ладошки». Воспитатель хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названии той или иной игрушки. Дети повторяют действия педагога («прячут слова в ладошки»).

«Играем с куклой». Воспитатель произносит рифмовки и сопровождает свою речь соответствующими действиями. Дети повторяют движения и рифмовки.

С куклой Валей мы играем,

Куклу Валю мы качаем.

С куклой Валей мы играем

И в машину мы сажаем.

С куклой Валей мы играем

И в машине мы катаем.

С куклой Валей мы играем,

Из машины вынимаем.

 

Чем лучше развита речь, тем лучше развивается мышление ребенка.

Л. С. Выготский

Тематический цикл «Осень» (третья неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить внимательно рассматривать сюжетные картинки («Осень»), отмечать детали. Способствовать усвоению слов-антонимов; сенсорному развитию, слуховому восприятию.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Осень», осенние листья.

Ход занятия

«За окошко посмотри». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно. Затем читает стихотворение:

Раз-два-три, раз-два-три! За окошко посмотри: Наступила осень. Ветер листья носит, Ветер их срывает, На землю бросает.

Воспитатель повторяет стихотворение вместе с детьми по строчкам. Затем рассказывает: «Совсем недавно было лето. Было жарко, все ходили в шортах и майках, а сейчас наступила осень. Стало прохладно, начались дожди, подул холодный ветер. Листья на деревьях пожелтели. Их срывает ветер, и они падают на землю. На улице листопад».

Затем педагог просит детей рассказать о том, что бывает осенью (признаки осени).

«Дуем на листок». Воспитатель раздает детям листья, собранные на прогулке, и предлагает подуть на них. Действия детей он сопровождает словами:

Дуем, дуем на листок, Получился ветерок.

«Угадай слово». Воспитатель вместе с детьми рассматривает сюжетную картинку и называет признаки осени. Затем предлагает малышам закончить фразы:

Летом солнышко сильно греет, а осенью… (слабо).

Летом ветер теплый, а осенью… (холодный).

Летом листья зеленые, а осенью… (желтые, красные).

Летом травка растет, а осенью… (вянет).

Летом на улице жарко, а осенью… (прохладно).

«Сравним листочки». Воспитатель показывает детям три осенних листа, разных по величине, и просит сравнить их. Педагог выслушивает высказывания малышей и обобщает их: «Этот лист большой, этот лист поменьше, а этот маленький». Дети хором и индивидуально повторяют фразу.

«Проговори чистоговорки». Воспитатель предлагает детям повторить следующий чистоговорки (упражнение на развитие слухового восприятия):

У_у_у _ я
на улицу ПОЙДУ

У-у-У ~ я листочек найду.

у_у_у _ я листочек принесу.

 

Тематический цикл «Деревья» (четвертая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы. Формировать умение согласовывать числительные с существительными. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок; осенние листья.

Ход занятия

«За окошко посмотри». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно:

Раз-два-три, раз-два-три, За окошко посмотри: Там деревья стоят, Украшают детский сад!

Далее воспитатель проводит с детьми беседу:

— Деревья большие или маленькие?

— Чего много на деревьях? (Листочков.)

— На чем растут листочки?

— Ствол у дерева толстый или тонкий?

— Ствол шершавый или гладкий?

— Какого цвета листья?

— Что происходит с листьями осенью? (Опадают.)

— Как называется это явление? (Листопад.)

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка и листок. Малыши по просьбе педагога называют картинки. Затем он убирает картинки и просит детей повторить их названия (в той последовательности, в которой картинки стояли на доске).

«Сосчитаем листочки». Воспитатель раскладывает на полу листья и просит детей сосчитать, сколько листьев «упало» с дерева.

«Один листочек, два листочка, три листочка, четыре листочка, пять листочков, — считают дети и обобщают, — с дерева упало пять листочков».

«Вверху — внизу». Воспитатель то поднимает руки вверх, то опускает вниз и говорит: «Листья вверху на деревьях. Листья внизу на земле». Затем предлагает детям самостоятельно прокомментировать его действия.

В возрасте 3-4 лет словарь ребенка состоит из 1500-2000 слов.

 

Тематический цикл «Овощи» (пятая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги в ж на; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Овощи, корзинка.

.. Ход занятия

«Назови овощи». Воспитатель кладет перед детьми пять овощей, четко называя каждый из них: «Помидор, морковка, картошка, лук, свекла», и сообщает, что их все можно назвать одним словом овощи.

Дети повторяют названия овощей. Затем воспитатель закрывает овощи салфеткой, а малыши повторяют их названия без наглядного сопровождения.

Далее воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы (дети должны отвечать полными предложениями):

— Сколько овощей лежит на столе?

— Где растут овощи?

— Какого цвета помидор?

— Морковка круглая или продолговатая?

— Картошка твердая или мягкая?

— Какой на вкус лук?

— Свекла крупная или мелкая (большая или маленькая)?

«Где лежат овощи?» Воспитатель кладет один овощ в корзинку, а другой на стол и просит детей рассказать, где лежат овощи.

Дети рассказывают: «Помидор лежит в корзине, а лук на столе. Картошка лежит в корзине, а морковка на столе». И так далее.

«Мы идем в огород». Воспитатель произносит четверостишие, а дети выполняют соответствующие движения.

Мы идем в огород, Там морковка растет. Мы на корточки присядем И морковку мы достанем.

Воспитатель проводит игру еще раз, побуждая детей повторять четверостишие. В, следующий раз можно «доставать» огурчик, горох и другие овощи.

К 5 годам ребенок полностью усваивает названия предметов, окружающих его дома* на улице, в детском саду.

 

Тематический цикл «Фрукты» (шестая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги на, в, под, возле; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Фрукты или картинки с их изображением, мел или карандаши, лист бумаги, тарелка.

Ход занятия

«Назови фрукты». Воспитатель кладет перед детьми пять фруктов, четко называя каждый из них: «Яблоко, груша, лимон, банан, апельсин», и сообщает детям, что их, все можно назвать словом фрукты.

Дети повторяют названия фруктов. Затем воспитатель закрывает фрукты салфеткой, а малыши повторяют их названия без наглядного сопровождения.

Далее воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы (дети должны отвечать полными предложениями):

— Сколько фруктов лежит на столе?

— Где растут фрукты?

— Какого цвета апельсин?

— Банан круглый или продолговатый?

— Груша твердая или мягкая?

— Лимон кислый или сладкий?

— Это яблоко большое или маленькое?

«Фрукты под деревом». Воспитатель рисует на доске или листе бумаги силуэты деревьев и фруктов. Затем объясняет детям, что фрукты растут на деревьях, а когда созревают, падают на землю (воспитатель выделяет голосом предлог под): «Яблоко лежит… (под деревом)». Далее дети самостоятельно называют фрукты и составляют предложения: «Груша лежит… (под деревом). Лимон лежит… (под деревом). Слива лежит… (под деревом). Мандарин лежит… (под деревом)» и т.д.

«Где лежат фрукты?» Воспитатель располагает часть фруктов на тарелке, а часть — вокруг тарелки и спрашивает у детей: «Где лежит яблоко, а где слива? (Яблоко лежит в тарелке, а слива лежит возле тарелки.) Где лежит апельсин, а где лимон? (Апельсин лежит в тарелке, а лимон лежит возле тарелки.) И так далее.

При выполнении упражнения педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями.

«Мы идем в сад». Воспитатель произносит четверостишие, а дети выполняют соответствующие движения.

Мы идем сегодня в сад,

Там фрукты висят.

На носочки мы встаем

И яблочки достаем.

 

Воспитатель проводит игру еще раз, побуждая детей повторять четверостишие. В следующий раз можно «доставать» груши, апельсины, сливы и другие фрукты.

Хорошо развитая речь — залог успеха ребенка в будущем.

 

Тематический цикл «Овощи — фрукты» (седьмая неделя)

Цели. Учить детей дифференцировать обобщающие понятия овощи — фрукты. Закреплять речевой материал по теме. Учить составлять предложения с предлогами в и возле. Развивать внимание к речи воспитателя, учить повторять короткие рифмовки.

Наглядный материал. Фрукты, овощи, картинки с их изображением, корзина, ваза.

Ход занятия

«Где растет?» На доске изображены дерево и грядка. Воспитатель по очереди вызывает детей, дает им овощи или фрукты и произносит рифмовки, делая паузу перед словами грядка и дерево. Дети хором повторяют двустишие, договаривая пропущенные слова. Затем повторяет вызванный ребенок.

Маша помидор берет, Он на… (грядке растет).

Ваня яблоко берет,

Оно на… (дереверастет).

Лена грушу берет,

Она на… (дереверастет).

Вова огурец берет,

Он на… (грядкерастет).

«Где лежат овощи и фрукты?» У воспитателя на столе стоят корзина для овощей и ваза для фруктов. Овощи и фрукты лежат в отдельной емкости.

Педагог берет какой-нибудь овощ, например помидор, и кладет его в корзину. Дети комментируют: «Помидор лежит в корзине». Затем воспитатель вынимает помидор из корзины и кладет его рядом с корзиной. Дети говорят: «Помидор лежит возле корзины».

Аналогичные действия выполняются с фруктами. (Яблоко лежит в вазе. Яблоко лежит возле вазы.)

По окончании игры воспитатель выясняет у детей, где лежали овощи и фрукты. (Овощи лежали в корзине и возле корзины. Фрукты лежали в вазе и возле вазы.)

«Отгадай загадку». Воспитатель загадывает детям загадки. Дети повторяют загадки вслед за воспитателем и отгадывают их. Если малыши отгадали загадку, педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта.

Он растет на грядке,

Красный, кисло-сладкий.

(Помидор)

Он растет на грядке,

Горький, а не сладкий. (Лук или чеснок)

Она на дереве растет,

Сладкая, как мед. (Груша или слива)

Оно на дереве растет,

На землю скоро упадет.

(Яблоко)

Он на дереве растет, Он — оранжевый плод. (Апельсин или мандарин)

«Мы идем в огород». См. тематический цикл «Овощи». «Мы идем в сад». См. тематический цикл «Фрукты».

 

Тематический цикл «Одежда» (восьмая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить различать и называть детали одежды; комментировать свои действия. Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Наглядный материал. Предметы одежды, картинки с их изображением, кукла, одежда для куклы.

Ход занятия

«Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. Воспитатель вместе с детьми поочередно открывает три-четыре шкафчика и рассматривает, что «прячется» в них: «В этом шкафчике «прячутся» кепка, шапка, пальто, шарфик, перчатки. В этом шкафчике «прячутся» пальто, колготки, шапка, варежки, шарфик. Эти все предметы можно назвать одним словом. Каким? (Одежда.) Где покупают одежду? Для чего нужна одежда? Как можно назвать одежду, которую носят зимой (летом)?»

В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова оделся — одевается.

«Кто что носит?» Воспитатель показывает детям по два предмета одежды и спрашивает, какую одежду носят мальчики, а какую девочки. (Платье носят девочки, а брюки носят мальчики. Юбку носят девочки, а шорты носят мальчики. Блузку носят девочки, а рубашку носят мальчики…)

«Что с чем?» Воспитатель вызывает к себе мальчика, просит детей внимательно рассмотреть его рубашку и рассказать, из каких частей она состоит. (УВани рубашка с карманом, с воротником, рукавами, манжетами, пуговицами…)

Педагог вызывает следующего ребенка и упражнение повторяется.

«Посмотри и повтори». Воспитатель вызывает к себе мальчика и предлагает детям рассмотреть его рубашку. Педагог показывает и последовательно называет детали рубашки: «Рубашка, воротник, рукав, карман». Дети повторяют слова вслед за воспитателем. Затем мальчик садится на место, а малыши проговаривают слова без наглядного сопровождения.

Воспитатель вызывает девочку и проводит аналогичное упражнение.

«Стираем и вешаем белье». Воспитатель предлагает детям постирать одежду для кукол и повесить ее на веревку. Дети имитируют действия, сопровождая их словами: «Маечку (платьице, юбочку, брючки) стираем и вешаем на веревочку».

В возрасте 3—4 лет, ребенок пользуется развернутыми фразами, состоящими из 4-6 слов.

 

Тематический цикл «Обувь» (девятая неделя)

Цели, Обогащать словарный запас детей. Учить составлять предложения, опираясь на образец воспитателя; правильно употреблять существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкательной форме; дифференцировать понятия левый — правый.

Наглядный материал. Предметы обуви, картинки с их изображением.

Ход занятия

«Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. Воспитатель вместе с детьми поочередно открывает три-четыре шкафчика и рассматривает обувь, которая «живет» там. Свои действия педагог сопровождает вопросами к детям: «Что носят ножки? (Сапоги, ботинки, туфли, тапочки.) Каким словом можно назвать все эти предметы? (Обувь.) Для чего нужна обувь? Где покупают обувь? Почему у Вовы два сапога? Почему у Тани две тапочки? Как можно назвать обувь, которую носят зимой (летом)?»

В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова обулся — обувается.

«Чего не стало?» Воспитатель расставляет на полу предметы обуви и просит детей назвать их. Затем убирает по одному предмету и спрашивает у детей, чего не стало. Дети отвечают: «Не стало сапога (тапочки, туфли, ботинка, валенка, сандалии)».

«Что у меня, а что у вас?» Воспитатель просит детей закончить предложения:

У меня сапоги, а у вас… (сапожки).

У меня туфли, а у вас… (туфельки).

У меня валенки, а у вас… (валеночки).

У меня ботинки, а у вас… (ботиночки). И так далее.

«Левая — правая». Воспитатель показывает детям предметы обуви и комментирует: «Этот сапог левый, а этот сапог правый. Этот ботинок левый, а этот ботинок правый. Эта туфелька левая, а эта туфелька правая» и т. д. Дети повторяют предложения.

Затем педагог просит детей самостоятельно определить, где правый ботинок, а где левый.

«Сапожки потерялись». Воспитатель берет у кого-нибудь из детей сапоги и прячет один из них в чужой шкаф, а другой в угол. Затем читает рифмованный рассказ, побуждая малышей найти пропажу.

Закричали ножки: — Где мои сапожки? Ну-ка, дети, помогите И сапожки отыщите. Один сапог в углу, А другой сапог в шкафу, Кто такой неаккуратный? Ведь сапожкам неприятно!

В возрасте 3—4 лет ребенок произносит еще не все звуки. Так, например, он может не произносить или искажать звуки с, ш, л, р.

 

Тематический цикл «Посуда» (десятая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить различать и называть детали посуды. Формировать навык составления сложносочиненных предложений. Способствовать усвоению категории родительного падежа множественного числа. Способствовать сенсорному развитию. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Предметы посуды, картинки с их изображением, кукла, кукольная посуда.

Ход занятия

«Чего много на столах?» Игра проводится перед приемом пищи.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на столах много разных предметов посуды: «На столах много тарелок (чашек, вилок, ложек, блюдец, стаканов с салфетками)». Дети вслед за педагогом повторяют предложения хором и индивидуально.

«Что есть у предмета?» Воспитатель показывает детям предметы посуды и описывает их, например: «Это чайник. Он сделан из железа (фарфора). В чайнике заваривают чай. У чайника есть ручка, носик, крышка.

Это чашка. Она сделана из фарфора. Из чашки пьют чай, кофе, сок, компот, кефир, молоко. У чашки есть ручка. Чашка белая с синими цветочками».

Дети повторяют рассказы воспитателя (хором и индивидуально). Затем педагог показывает детям тарелку и предлагает описать ее самостоятельно.

«Спрячем слова в ладошки». Воспитатель хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названии того или иного предмета посуды. Дети повторяют действия педагога («прячут слова в ладошки»).

«Чего нет у куклы?» Воспитатель предлагает детям покормить куклу обедом. Он сажает ее за стол, ставит перед ней тарелку и говорит: «Кукла будет есть суп. Чего нет у куклы? (Укуклы нет тарелки, ложки.) Кукла будет есть котлету. Чего нет у куклы? (У куклы нет тарелки, вилки, салфетки.) Кукла будет пить чай. Чего нет у куклы? (У куклы нет чашки, блюдца, маленькой ложки.)» Итак далее.

«Что кладут в…» Воспитатель показывает детям различные предметы посуды и предлагает выяснить, для чего они предназначены: «Что кладут в сахарницу? (В сахарницу кладут сахар.) Почему сахарница так называется? (Потому что в нее кладут сахар.) Что кладут в мясорубку (хлебницу, салатницу, соковыжималку)?» В ходе выполнения упражнения педагог следит за тем, чтобы дети отвечали на вопросы полными предложениями.

«Вверху или внизу». Воспитатель ставит чашку на верхнюю полку шкафа, а блюдце — на нижнюю и спрашивает у детей, где стоят эти предметы. Дети отвечают: «Чашка стоит вверху, а блюдце стоит внизу». Педагог ставит следующую пару предметов, например, чайник и кастрюлю. Малыши определяют расположение предметов. И так далее.

 

Тематический цикл «Продукты питания» . (одиннадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Закреплять названия частей суток. Учить называть основные геометрические формы. Способствовать усвоению существительных в родительном падеже множественного числа. Учить различать слова, близкие по звучанию; отвечать на вопросы воспитателя. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Картинки с изображением продуктов питания, конфеты, баранки, шоколад, сухари, яблоки, мешочек, кукла, фигурки печенья из картона.

Ход занятия

«Когда и что кушаем». Упражнение проводится перед приемом пищи (за две минуты до еды, когда столы уже накрыты).

Воспитатель выясняет у детей, когда бывает завтрак, обед, полдник, ужин, что едят в это время: «Завтрак бывает утром. На завтрак мы едим кашу, омлет, бутерброды… Обед бывает днем. Во время обеда мы едим суп, мясо, котлеты, макароны… Полдник бывает после дневного сна. Во время полдника мы едим йогурт, яблоко, пьем сок, кефир… Ужин бывает вечером. На ужин мы едим сосиски, картофельное пюре…»

«Кукла Маша». Воспитатель говорит детям: «Кукла Маша испекла печенье. Печенье у нее получилось разной формы (раскладывает картонные фигурки). Вот печенье круглое (как круг). Вот печенье квадратное (как квадрат). Вот печенье треугольное (как треугольник). Вот печенье прямоугольное (как прямоугольник). Кукла Маша испекла много печенья и положила его в вазу. Она будет угощать гостей».

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать фразы.

«Волшебный мешочек». Воспитатель достает из мешочка различные сладости и выясняет у детей, чего много в мешочке. Дети отвечают: «В мешочке много конфет (баранок, шоколадок, сухарей, яблок…)» В конце игры педагог обобщает высказывания детей: «Все, что лежит в мешочке, можно назвать одним словом — продукты».

«Что сначала, а что потом?» Воспитатель произносит рифмовки. Дети повторяют их и отвечают на вопросы (полными предложениями).

Даша съела сыр, а потом кефир. Что съела Даша сначала, а что Потом?

Даша съела шоколад, а потом мармелад.

Даша съела котлету, а потом конфету. •

Даша съела кашу, а потом простоквашу.

Даша съела рис, а потом ирис.

Даша съела пирожное, а потом мороженое.

Даша съела пирожок, а потом творожок.

«Достанем конфетки». Воспитатель заранее развешивает в группе конфеты.

Педагог читает четверостишие и вместе с детьми выполняет соответствующие действия.

На носочки мы встаем И конфетки достаем, А конфетки далеко, Прыгаем мы высоко.

Игра повторяется 3 раза. Затем педагог угощает детей конфетами.

 

Тематический цикл «Зима» (двенадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Формировать навык составления предложений с предлогом на, опираясь на предметные картинки и вопросы воспитателя.

Наглядный материал. Предметные и сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

«Зимушка-зима». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и читает стихотворение.

Раз-два-три, раз-два-три, За окошко посмотри: В гости к нам зима пришла, Много снега принесла. Все в снегу — земля, дома. Здравствуй, зимушка-зима!

Воспитатель повторяет стихотворение, побуждая малышей договаривать слова.

На прогулке педагог вместе с детьми изучает свойства снега (белый, мягкий, мокрый, липкий, пушистый).

«Где лежит снег?» Воспитатель показывает детям картинки и спрашивает, где лежит снег. Дети отвечают: «Снег лежит на земле (на машинах, домах, деревьях, горке, дорожках) и т. д.

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки с изображением снега, снеговика, Снегурочки, снежков. Дети называют картинки. Затем педагог убирает картинки и предлагает малышам повторить их названия без наглядного сопровождения.

«Расскажи о зиме». Воспитатель рассказывает детям о зиме и одновременно выкладывает соответствующие картинки: «Наступила зима. На улице снег. Когда идет сильный снег, говорят, что на улице снегопад. Дети рады зиме. Они слепили из снега зайчика, снеговика, Снегурочку. Потом они стали играть в снежки и кататься с горки на санках. Хорошо зимой!»

Педагог убирает картинки и просит детей самостоятельно рассказать о зиме и разложить картинки (хоровое и индивидуальное проговаривание).

«По сугробам мы шагаем». Воспитатель произносит четверостишие и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

 

По сугробам мы шагаем,

Ножки вверх мы поднимаем,

Спинки вниз мы наклоняем

И сапожки очищаем.

 

Тематический цикл«3имние забавы» (тринадцатая неделя)

Цели. Закреплять и обогащать знания детей по теме «Зима». Учить отвечать на вопросы. Способствовать развитию связной речи.

Наглядный материал. Картинки по теме, домик, две куклы, кукольные санки, макет горки, игрушки-зверушки.

Ход занятия

«На чем катаются зверушки?» Воспитатель говорит детям, что зверушки хотят покататься на коньках, санках, лыжах и т. п. Педагог показывает малышам мишку и картинку с изображением коньков и спрашивает: «На чем хочет кататься мишка?» Дети отвечают: «Мишка хочет кататься на коньках».

Воспитатель берет следующую игрушку и картинку и задает аналогичный вопрос. (Зайка хочет кататься на лыжах. Лисичка хочет кататься на санках. Ежик хочет кататься на снегокате. Утка хочет кататься на коньках…)

«Ваня на прогулке». Для игры необходим игрушечный домик, две куклы (мама и Ваня), макет горки и кукольные санки.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (рассказ он сопровождает действиями с игрушками): «Зима. На улице холодно. Ваня хочет гулять.

— Мама, я немножко погуляю и приду, — говорит Ваня.

— Хорошо, иди погуляй немножко, да смотри не замерзни.

Ваня взял санки и вышел из дома. Постоял возле дома, холодно. Побежал к горке и стал кататься на санках. Один раз скатился, второй, третий… Замерз Ваня, побежал домой. Мама раздела Ваню и напоила горячим чаем».

Педагог предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ. При необходимости педагог помогает. Желательно, чтобы в течение недели все дети успели проговорить рассказ.

«Как лепили снеговика». Воспитатель просит детей рассказать о том, как они лепили снеговика. (Накануне на прогулке педагог вместе с детьми лепит снеговика.)

— Чем вы занимались вчера на прогулке? (Лепили снеговика.)

— Что вы слепили сначала? (Большой ком.)

— Какой ком вы слепили потом? (Поменьше.)

— Какой по величине третий ком?

— Из чего вы сделали снеговику нос?

— Что у снеговика на голове? (Ведро.)

— Снеговик высокий или низкий?

— Снеговик холодный или теплый?

— Снеговик живой или неживой?

— Сколько частей в слове снеговик! (Дети отхлопывают в ладоши количество слогов.)

— Почему он так называется — снеговик?

 

Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Учить запоминать рифмованный текст, координировать его с движениями.

Наглядный материал. Елка, картинки по теме.

Ход занятия

«Расскажем о елочке». Воспитатель вместе с детьми рассматривает елку и предлагает ответить на следующие вопросы:

— Откуда к нам пришла елочка?

— Ствол у елки шершавый или гладкий? (Проверяют.)

— Чего много у елки? (Веток.)

— Что у елочки на ветках? (Иголки.)

— Иголки какие? (Острые, колючие, зеленые.)

— Елочка нарядная или нет?

— Что висит на елочке?

— Какие игрушки висят вверху (внизу, посередине)?

— Почему мы нарядили елочку?

— Что мы будем делать возле елочки? (Веселиться, петь, танцевать…) Итак далее.

«Возле елки хоровод». Это упражнение желательно провести после рассматривания елочки.

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Вот, вот, вот, вот, Возле елки хоровод: Дети песенки поют, Вокруг елочки идут. Дети прыгают и пляшут И руками дружно машут.

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки с изображением елки, еловой ветки (еловые иголки), Снегурочки и Деда Мороза. Дети называют картинки. Затем педагог убирает картинки и предлагает малышам повторить их названия без наглядного сопровождения.

«На елочку посмотри». Воспитатель заранее рисует елку с теми игрушками, которые упоминаются в стихотворении.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок и послушать стихотворение.

Раз-два-три, раз-два-три, Ты на елку посмотри! На елочке игрушки: Шарики, Петрушки, Петушок и курочка, Зайка и Снегурочка, Погремушка, неваляшка, Пирамидка, черепашка. А под елкой Дед Мороз, Он подарки нам принес.

Педагог читает стихотворение еще раз, а дети показывают называемые игрушки. Затем воспитатель просит малышей повернуться спиной к елочке и назвать игрушки, которые висят на ней.

Читая стихотворение в третий раз, воспитатель побуждает детей договаривать слова (в течение недели дети заучивают стихотворение наизусть).

 

Тематический цикл «Части тела» (пятнадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить согласовывать количественные числительные с существительными; повторять и запоминать рифмованный текст, координируя его с движениями.

Наглядный материал. Кукла, картинки с изображением частей тела человека.

Ход занятия

«Рассмотрим куклу». Воспитатель предлагает детям рассмотреть куклу и назвать части ее тела. Малыши вместе с педагогом выясняют, что у куклы есть голова, шея, туловище, руки, ноги, что на голове у нее глаза, ресницы, брови, нос, рот; на руках — пальцы, ногти и т. д.

Повторно это упражнение можно провести без наглядного сопровождения.

«Один — много». Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вызывает к себе ребенка. Затем просит остальных детей рассказать, какие части тела есть у вызванного малыша. При этом дети уточняют их количество: «У Вани один лоб, один нос, один рот, один живот; одна голова, одна шея. У Вани два глаза, два уха, две руки, две ноги. У Вани много пальцев, много зубов, много ресниц, много волос» и т. д.

«Назови части тела». Воспитатель вызывает ребенка и показывает, где у него голова, рука, нога, рот. Дети повторяют названия частей тела. Затем ребенок садится, а педагог предлагает малышам повторить названия (без наглядного сопровождения).

«Мы делаем зарядку». Воспитатель читает четверостишие, а дети сопровождают его речь движениями.

Левой ручкой — по плечу, Правой ручкой покручу, На носочки и на пятки — Вот и кончилась зарядка.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Одна дана нам голова».

Одна дана нам голова,

А глаза два

И уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Зато один и нос и рот.

А будь у нас, наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка,

— Мы только бы и знали,

Что ели да болтали!

 

В возрасте 4,5-5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка.

 

Тематический цикл «Домашние животные» (шестнадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить составлять рассказ-описание по картинке; строить предложения из четырех слов с предлогом около; повторять и запоминать рифмованный текст, координируя его с движениями.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных, мягкая игрушка — кошка.

Ход занятия

«Где живут животные?» Воспитатель кладет перед детьми шесть картинок с изображением домашних животных, четко называет каждую из них. Затем сообщает малышам, что этих животных называют домашними.

«Как вы думаете, почему их так называют?» — спрашивает воспитатель. (Они живут рядом с человеком.)

Затем педагог выясняет у детей, где живет то или иное животное — дома или около дома. (Свинья живет около дома. Кошка живет дома. Корова живет около дома. Коза живет около дома. Собака живет дома. Лошадь живет около дома.)

«На животных посмотри». Воспитатель обращает внимание детей на картинки и описывает одну из них, например: «Это корова. У нее есть голова, рога, морда, туловище, хвост, четыре нога. Корова живет около человека (в сарае). Она приносит человеку пользу: дает ему молоко, масло, сметану, творог. Корова кричит: «Му-у-у»».

Дети повторяют рассказ (хором и индивидуально). Затем самостоятельно составляют рассказы по другим картинкам.

«Что может делать кошка?» Воспитатель показывает детям игрушечную кошку и говорит, что она может выполнять различные действия. Педагог показывает эти действия, а дети называют их: «Кошка может бегать (прыгать, ловить мышей, спать, умываться, царапаться, мяукать, лакать молоко, играть)» и т. д.

В следующий раз для игры можно использовать другие игрушки.

«Вышла козочка гулять». Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения. В течение недели игра повторяется, и дети заучивают текст наизусть.

Вышла козочка гулять, Свежей травки пощипать. У козочки рожки Да четыре ножки.

На ногах копыта, К ней не подходи ты: Ой, коза лягается, Ой, коза бодается!

В 3—4 года память ребенка носит непроизвольный характер. Он не ставит перед собой цели запомнить какие-либо слова. Ребенок запоминает их прочно только в тех случаях, когда обучающая ситуация имеет эмоциональную окраску, например, в ходе игры.

 

Тематический цикл «Детеныши домашних животных» (семнадцатая неделя)

Цель. Обогащать словарный запас детей. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а, простые предложения с предлогом около; имена существительные в форме, единственного числа и множественного числа, Развивать навыки связной речи. Развивать первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с кругами (один или несколько кругов).

Ход занятия

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки с изображением детенышей домашних животных и говорит: «Вот котенок, а вот козленок. Это детеныши кошки и козы».

Воспитатель показывает следующую пару картинок и просит малышей назвать их. (Вот теленок, а вот жеребенок. Это детеныши коровы и лошади. Вот поросенок, а вот щенок. Это детеныши свиньи и собаки. И так далее.,)

«Большой маленький». Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением взрослого животного и его детеныша, спрашивает, кто нарисован на картинках, и говорит: «Собака большая, а щенок маленький».

Педагог показывает следующую пару картинок. Дети самостоятельно характеризуют изображенных на них животных:

«Кошка большая, а котенок маленький. Корова большая, а теленок маленький. Лошадь большая, а жеребенок маленький. Коза большая, а козленок маленький. Свинья большая, а поросенок маленький».

«Спрячь слова в ладошки». Воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, просит назвать их и отхлопать количество слогов в их названиях.

«Один — много». Педагог показывает детям картинку с изображением домашнего животного и карточку, на которой нарисован один или несколько кругов, и спрашивает, сколько детенышей у того или иного животного. В зависимости от количества кругов на карточке дети составляют предложения: «У кошки один котенок (карточка с одним кружочком). У кошки много котят (карточка с несколькими кружочками). У собаки один щенок. У козы много козлят». И так далее.

«Кто кого кормит?» Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением животных и просит назвать их. Затем спрашивает:«Котенок кормит кошку? (Нет, кошка кормит котенка.) Козленок кормит козу? (Нет, коза кормит козленка.) Щенок кормит собаку?» (Нет, собака кормит щенка.)

«Расскажем о котенке». Воспитатель показывает детям картинку с изображением котенка или игрушку и рассказывает: «Это котенок. Он маленький, пушистый, рыжий с белыми пятнышками. У него есть лапки, а в лапках царапки — острые коготки. У него пушистый хвостик, маленькие ушки, зеленые глазки. Котенок очень милый. Он любит играть со своим хвостиком».

Затем педагог предлагает малышам самостоятельно рассказать о котенке. При необходимости воспитатель помогает детям вопросами.

«Где находится детеныш?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослого животного и его детеныша, например, кошки и котенка, и говорит: «Котенок стоит (лежит, сидит) около кошки».

Педагог показывает следующую пару картинок. Дети составляют аналогичное предложение. (Щенок стоит около собаки. Козленок стоит около козы. Жеребенок стоит около лошади. Теленок стоит около коровы. Поросенок стоит около свиньи.)

 

Тематический цикл «Дикие животные наших лесов» (восемнадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких животных, игрушка — заяц.

Ход занятия

«Назови животных». Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением диких животных и называет их: «Вот мишка-топтыжка. Вот зайка-побегайка. Вот лисичка-сестричка. Вот волк — зубами щелк. Вот ежик — острый, как ножик. Вот белочка — рыжая девочка». Дети хором и индивидуально повторяют предложения.

Затем воспитатель сообщает детям, что всех этих животных называют дикими, потому что они живут в лесу, а не около человека, они боятся человека.

«Закончи предложение». Воспитатель показывает детям пары картинок с изображением диких животных, предлагает закончить фразы и повторить их: «Медведь большой, а зайчик… (маленький). Волк злой, а зайчик… (добрый). Ежик колючий, а лиса… (пушистая). Зайчик белый, а волк… (серый). Медведь неуклюжий, а зайчик… (проворный)» и т.д.

«К нам пришел зайчик». Воспитатель демонстрирует детям игрушечного зайца и говорит от его имени: «Здравствуйте, ребята! Я зайчик, пришел к вам в гости. Я живу в лесу. Там живут медведь, волк и лиса. Я их боюсь. Я прячусь от них под кустом. У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. У меня быстрые ноги, чтобы хорошо бегать. Я люблю щипать травку, грызть морковку. Угостите меня, пожалуйста, морковкой!»

Затем воспитатель выбирает кого-нибудь из детей на роль зайчика и предлагает повторить рассказ.

«Зайки скачут». Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями. Дети повторяют движения и помогают педагогу договаривать текст.

Зайки скачут и играют: Скок, скок, скок, скок. А из леса выбегает Волк, волк, волк, волк. Зайки волка испугались, Зайки быстро разбежались!

«Расскажем о волке». Воспитатель показывает детям картинку с изображением волка и рассказывает: «Это волк. Волк — дикое животное. Он живет в лесу. У него есть голова, туловище, хвост, четыре лапы. Шерсть у волка серая. Волк живет в логове».

Затем можно предложить детям рассмотреть картинки с изображением лисы, медведя, зайца, ежа, белки и описать их.

 

При рождении мозг детеныша обезьяны составляет 70% от величины мозга взрослой особи, а у ребенка — 23% от мозга взрослого человека. В первые шесть лет жизни происходит его быстрое увеличение. В момент бурного развития мозг отлично «записывает» информацию.

 

Тематический цикл «Детеныши диких животных» (девятнадцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить слушать вопросы воспитателя и отвечать на них; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а, простые предложения с предлогом около; употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа. Развивать навыки связной речи; первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки с кругами (один или несколько кругов).

Ход занятия

«Кто с кем играет?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных и их детенышей и выясняет: «Кто нарисован на картинках? (Медведь и медвежонок.) С кем играет медведь? (Медведь играет с медвежонком.) Медвежонок—это детеныш… (медведя)».

Педагог показывает следующую пару картинок и задает аналогичные вопросы.

«Большой — маленький». Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Просит малышей назвать их и говорит: «Медведь большой, а медвежонок маленький». Педагог показывает следующую пару картинок и предлагает детям самостоятельно рассказать о животных. (Заяц большой, а зайчонок маленький. Волк большой, а волчонок маленький…)

«Спрячь слова в ладошки». Воспитатель произносит слова (лис — лиса — лисенок, еж — ежик — ежонок и т.д.) и просит детей отхлопать количество слогов в них.

«Один — много». Воспитатель показывает детям картинку с изображением дикого животного и карточку, на которой нарисован один или несколько кругов, и спрашивает, сколько детенышей у того или иного животного. В зависимости от количества кругов дети составляют предложения: «У волка один волчонок (карточка с одним кружочком. У волка много волчат (карточка с несколькими кружочками). У лисы один лисенок. У ежа много ежат». И так далее.

«Кто кого кормит?» Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением животных, просит назвать их и спрашивает:«Медвежонок кормит медведя? (Нет, медведь кор^ мит медвежонка.) Волчонок кормит волка? (Нет, волк кормит волчонка.)Лисенок кормит лису?» (Нет, лиса кормит лисенка.) И так далее.

«Где находится детеныш?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослого животного и его детеныша и говорит: «Медвежонок стоит (лежит, сидит) около медведя».

Педагог показывает следующую пару картинок. Дети составляют аналогичное предложение. (Волчонок стоит около волка. Лисенок стоит около лисы…)

«Расскажем о ежонке». Воспитатель показывает детям картинку с изображением ежонка и рассказывает: «Жил-был ежонок. Он жил с мамой в лесной норке. Ежонок маленький, колючий. У него острые иголки, четыре лапки, маленькие черные глазки. Он любит играть с мамой-ежихой».

Затем педагог предлагает малышам ответить на следующие вопросы: «Кто жил в лесу? С кем жил ежонок? Где жил ежонок? Какой ежонок? С кем любит играть ежонок?»

 

Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (двадцатая неделя)

Цели. Учить детей сравнивать домашних и диких животных, отмечать их сходство и различие. Закреплять обобщающие понятия. Учить составлять предложения с союзом а. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних и диких животных.

Ход занятия

«Кто где живет?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением домашнего и дикого животного, например, кошки и лисы и говорит: «Кто нарисован на картинках? (Кошка и лиса.) Кошка — это домашнее животное, а лиса… (дикое животное). Кошка живет… (с человеком), а лиса живет… (в лесу»).

Педагог показывает следующую пару картинок, например, с изображением собаки и белки и предлагает детям самостоятельно рассказать о животных. (Вот собака, а вот белка. Собака — домашнее животное, а белка — дикое животное. Собака живет с человеком, а белка живет в лесу.) При необходимости воспитатель помогает.

Аналогичная работа проводится с остальными картинками (лошадь и заяц, свинья и волк, коза и еж).

«Кто лишний?» Воспитатель показывает детям четыре картинки, предлагает найти среди них лишнюю и объяснить свой выбор.

Собака, кошка, корова, волк. (Лишний волк, потому что это дикое животное. Волк живет в лесу.)

Лошадь, свинья, коза, лиса. (Лишняя лиса, потому что это дикое животное. Лиса живет в лесу.)

Белка, медведь, еж, кошка. (Лишняя кошка, потому что это домашнее животное. Кошка живет с человеком.)

«Запомни и повтори». Воспитатель предлагает детям повторить следующие предложения (без наглядного сопровождения).

Лиса живет в норе, а собака в конуре.

Корова мычит: «Му-у-у», а волк воет: «У-у-у».

Белка прыгает, коза прыгает, зайка прыгает.

Лиса рыжая, волк серый, зайка белый.

«Сравним животных». Воспитатель показывает детям картинки с изображением кошки и медведя и просит сравнить животных. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают их.

Кошка живет дома. Это… (домашнее животное).

А медведь живет в лесу. Это… (дикое животное).

Кошка маленькая, а медведь… (большой).

У кошки лапки, а у медведя… (лапы).

У кошки глазки, а у медведя… (глаза).

Кошка любит молоко, а медведь… (мед).

Кошка дружит с человеком, а медведь… (‘нет,).

«Мама и зайчонок». Воспитатель произносит рифмовку и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют движения и звукоподражания.

Мама скок-скок-скок (Прыжки на одном месте.) И зайчонок скок-скок.

Мама прыг-прыг-прыг (Прыжки из Стороны в сторону.)

И зайчонок прыг-прыг. Мама топ-топ-топ И зайчонок топ-топ. Мама хлоп-хлоп-хлоп И зайчонок хлоп-хлоп.

Можно повторить с детьми подвижные игры по темам «Домашние животные» и «Дикие животные наших лесов».

 

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран» . (двадцать первая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить составлять предложения с предлогом за. Развивать навыки связной речи. Формировать первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких животных.

Ход занятия

«Расскажем о животных». Воспитатель показывает детям картинки с изображением слона, тигра, льва, черепахи и сообщает, что эти животные живут в жарких странах. Вместе с детьми педагог отмечает их особенности: «Слон огромный. У него есть хобот, большие уши. Тигр полосотай, У него есть когти. Лев рыжий с большой гривой. Черепаха маленькая. У нее есть панцирь».

«Спрячь слова в ладошки». Воспитатель произносит слова (тигр, лев, жираф, крокодил, обезьяна и др.) и просит детей отхлопать количество слогов в них.

«Кто у кого?» Воспитатель предлагает детям назвать детенышей диких животных: «У тигра… (тигрята). У льва… (львята). У слона… (слонята). У черепахи… (черепашата)» и т.д.

«Кто с кем играет?» Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением диких животных и их детенышей и выясняет: «Кто нарисован на картинках? (Тигр и тигренок.) С кем играет тигр? (Тигр играет с тигренком.) За кем бегает тигренок?» (Тигренок бегает за тигром.) И так далее.

«Большой — маленький». Воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Просит малышей назвать их и говорит: «Слон большой, а слоненок маленький». Педагог показывает следующую пару картинок и просит детей самостоятельно рассказать о животных. (Тигр большой, а тигренок маленький. Лев большой, а львенок маленький…)

Если понаблюдать за играющими детенышами шимпанзе, нас сразу поразит сходство поведения их и наших детей. И те и другие восхищаются новыми

игрушками. Они охотно набрасываются на них, поднимают их ввысь, роняют, ломают, разбирают на части. И те и другие придумывают немудреные игры. Их интерес к окружающему миру столь же велик, как и у нас; и в первые годы жизни шимпанзе нисколько на отстают от наших детей. Однако спустя некоторое время они начинают уступать нам — по мере их взросления их любознательность ослабевает. У нас же детское любопытство с годами лишь усиливается. У ребенка тяга к новизне настолько велика, что некоторые взрослые вынуждены ее ограничивать. Десмонд Моррис. «Голая обезьяна», 2004.

 

Тематический цикл «Домашние птицы» (двадцать вторая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Учить составлять распространенные предложения.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних птиц, игрушки.

Ход занятия

«Расскажем о птицах». Воспитатель показывает детям картинки с изображением петуха, курицы, утки, гуся и сообщает, что этих птиц называют домашними. Интересуется, почему эти птицы так называются. (Они живут рядом с человеком, около дома человека.) Спрашивает у детей, знают ли они, как кричат эти птицы (дети хором и индивидуально произносят звукоподражания), чем питаются,,в чем их польза.

«Что есть у курицы?» Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением домашних птиц и предлагает назвать части их тела: «У курицы есть голова, клюв, туловище, крылья (два крыла), хвост, лапки (две лапки), когти, перья -перышки (много перьев, перышек).

У петуха есть голова, гребешок, клюв, борода, туловище, крылья (два крыла), хвост, лапки (две лапки), когти, перья -перышки (много).

У утки есть голова, клюв, туловище, крылья (два крыла), хвост, лапки (две лапки), когти, перья — перышки (много перьев, перышек)». И так далее.

«Что могут делать птицы?» Воспитатель показывает детям игрушечную курицу и сообщает, что она может выполнять различные действия. Педагог демонстрирует их, а дети комментируют: «Курица может бегать (клевать, пить, хлопать крыльями, спать…)». Педагог показывает следующую игрушку, а малыши рассказывают, что она умеет делать.

«Вот картинка с петушком». Воспитатель показывает детям картинку с изображением петуха и читает рифмованный рассказ. При чтении стихотворения во второй раз дети проговаривают его вслед за воспитателем.

Вот картинка с петушком, Петушок с гребешком, Петушок с головушкой, Петушок е бородушкой. Лапками он скребет, Курочек стережет. Курочек охраняет, Всех отгоняет. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Заклевать я всех могу!»

Возраст 3-4 года — период бурного развития речи ребенка. Ребенок испытывает врожденную «жажду» много говорить, поэтому не нужно подавлять его столь активное речевое поведение.

 

Тематический цикл «Домашние птицы и их детеныши» (двадцать третья неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать развивать навыки связной речи. Учить использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; предлог около.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних птиц и их детенышей; лист бумаги, фломастеры.

Ход занятия

«Мама и детки». Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением курицы и цыплят и вместе с детьми составляет рассказ: «Вот курица с цыплятами. Курица — мама, а цыплята ее… (детки). Курица большая, а цыплята… (маленькие). Курица белая, а цыплята… (желтые). У них (показывает) маленькие… (лапки), маленькие… (клювики), маленькие… (хвос-тики), маленькие… (крылышки). Они пищат: «Пи-пи-пи»».

Педагог показывает картинки с изображением утки и утят и вместе с малышами составляет аналогичный рассказ: «Вот утка с утятами. Утка — мама, а утята… (детки). Утка большая, а утята… (маленькие). У них маленькие… (лапки), маленькие… (клювики), маленькие… (хвостики), маленькие… (крылышки). Они кричат: «Кря-кря-кря». Утка с утятами умеют плавать».

«Где живут птицы?» Воспитатель показывает картинки и выясняет у детей, где живет та или иная птица. Дети должны отвечать полными предложениями, используя предлог около

(хоровые и индивидуальные ответы): «Утка с утятами живут дома? (Утка с утятами живут около дома.) Курица с цыплятами живут в лесу? (Курица с цыплятами живут около дома.) Гусыня с гусятами живут в гараже?» (Гусыня с гусятами живут около дома.) И так далее.

«Непослушные цыплята». Воспитатель предлагает детям послушать рассказ. В процессе рассказывания он на листе бумаги рисует силуэты курицы с цыплятами и предметов, под которые они спрятались.

«Как-то раз курочка с цыплятами пошли гулять, — начинает рассказ педагог. — Цыплята убежали от мамы и спрятались. Один цыпленок залез под крылечко. Другой залез под машину. Третий — под кустик. А четвертый цыпленок спрятался под ящик. Курочка закричала:

— Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Так мне жить нелегко. Где мои цыплятки? Где мои ребятки?

Я не буду вас ругать, Я не буду вас клевать, Буду с вами я играть, Буду вас оберегать.

Вы бегите все сюда, Вот вам зернышки, вода!

Цыплята услышали маму и прибежали к ней».

Воспитатель выясняет у детей, куда спрятались цыплята. Затем повторяет рассказ, побуждая детей договаривать фразы.

«Вот идут утята». Воспитатель читает рифмовку и вместе с детьми выполняет сответствующие движения. При повторном чтении малыши договаривают строчки рифмовки.

Вот идут, идут утята, Очень милые ребята. Крыльями хлопают, Лапками шлепают. Они зернышки клюют.

— Кря-кря-кря, — они поют.

 

Тематический цикл «Дикие птицы» (двадцать четвертая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких птиц, фигурки птиц, изготовленные из бумаги или подручного материала, корзинка.

Ход занятия

«Расскажем о птицах». Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением воробья, вороны и кукушки и спрашивает: «Знаете ли вы, как называются эти птицы? Это воробей. Это ворона, а это кукушка. Это дикие птицы. Как вы думаете, почему их называют дикими. У птиц есть крылья… (голова, клюв, хвост, лапки, перышки). Птицы клюют жучков… (червячков, мух, хлебные крошки)».

«Кто как кричит?» Воспитатель показывает детям картинки из предыдущего упражнения и выясняет, как кричат изображенные на них птицы: «Как кричит воробей? (Чик-чирик!) Значит, он… (чирикает). Как кричит ворона? (Кар-кар!) Значит, она… (каркает). Как кричит кукушка? (Ку-ку, ку-ку!) Значит, она… (кукует). Воробей чирикает, ворона каркает, кукушка кукует». (Дети повторяют предложение.)

«Птичка и гнездо». Воспитатель ставит на стол корзинку (гнездо), сажает в нее птиц, изготовленных из бумаги, и предлагает детям послушать рассказ (одновременно он демонстрирует соответствующие действия с игрушками): «Это воробей, у него есть птенцы. Он их должен кормить. Вылетел воробей из гнезда, нашел жучка, схватил его клювом и полетел обратно к гнезду. Залетел в гнездо, накормил птенцов. Сел недалеко от гнезда на веточку и стал чирикать».

В процессе рассказывания педагог выделяет голосом предлоги. Затем предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ. Желательно, чтобы в течение недели в игру успели поиграть все дети.

Аналогичные рассказы можно составить о вороне и кукушке.

Маленькие дети — те же ученые. За первые шесть лет они узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. Первые шесть лет — это время возникновения гениев.

Глен Доман

 

Тематический цикл «Наш дом» (двадцать пятая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Формировать первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Картинки с изображением одноэтажных и многоэтажных домов, макет дома, кукла, рисунок с изображением недорисованного дома.

Ход занятия

«Расскажем о доме». Воспитатель выставляет картинки с изображением одноэтажных и многоэтажных домов и спрашивает у детей: «Где живет человек? Для чего нужен дом? Из чего строят дома? (Из дерева, кирпича.) Этот дом высокий или низкий? (Показывает картинку.) Почему он называется многоэтажный? Сколько в доме этажей? А этот дом высокий или низкий? Почему он называется одноэтажный?»

«Спрячь слово в ладошки». Воспитатель произносит слова: «Дом, домик, домишко», — и просит детей отхлопать количество слогов в них.

«Что должно быть у дома?» Воспитатель показывает картинку с изображением дома и просит детей рассказать, из каких частей должен состоять дом. (У дома должны быть окна (двери, крыша…)

«Чего нет у дома?» Воспитатель демонстрирует детям рисунок с изображением дома и говорит, что художник не успел дорисовать его. Педагог предлагает детям назвать недостающие части дома. Малыши перечисляют: «У этого дома нет окон (дверей, крыши, балконов, крылечка, ступенек)».

«Кукла Маша». Воспитатель показывает детям макет дома и куклу и рассказывает: «Это кукла Маша. Маша живет в многоэтажном доме. Утром она выходит из дома и идет гулять. Маша играет в песочнице, катается на велосипеде, прыгает через скакалку. В обед она возвращается домой, моет руки и садится кушать».

Затем педагог предлагает малышам самостоятельно рассказать о Маше.

Педагоги и родители должны помнить о кризисе трех лет. В это время ребенок проявляет негативизм, упрямство, строптивость, закатывает истерики. Это естественный этап психического развития ребенка. «Сгладить кризис поможет:

• признание ребенка равноправной личностью, поддержка и любовь со стороны взрослых;

• предоставление малышу большей самостоятельности;

• признание его успехов.

 

Тематический цикл «Мебель» (двадцать шестая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги для, за, под. Формировать умение отвечать на вопросы без воспитателя. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Картинки с изображением предметов мебели, игрушки.

Ход занятия

«Мебель». Воспитатель называет предметы мебели, находящиеся в помещении группы. Затем спрашивает у детей: «Как можно назвать все эти предметы? (Мебель.) Где делают мебель? (На фабрике.) Из чего делают мебель? Для чего нужен стул? Для чего нужен стол? Для чего нужна кровать?»

«Части предмета». Воспитатель предлагает детям рассмотреть стул, стол, шкаф и диван и рассказать, из каких частей состоят эти предметы. (У стула есть сиденье, спинка и четыре ножки. У стола есть крышка и четыре ножки. У шкафа есть дверцы, ручки, ножки, полки. У дивана есть сиденье, спинка, ножки, подлокотники.)

Педагог рассказывает детям, что спинка, ручка, ножка есть не только у мебели, но и у человека, гриба, кастрюли и т. д.

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки, на которых нарисованы предметы мебели и ее части: стул, спинка стула, стол, ножка стола. Дети называют картинки.

Затем педагог убирает картинки и предлагает малышам повторить их названия без наглядного сопровождения.

«Куда спрятались игрушки?» Воспитатель говорит детям, что игрушки решили поиграть с ними в прятки. Игрушки «прячутся» за или под предметы мебели, а дети рассказывают, куда они спрятались: «Кукла спряталась под кровать, а матрешка спряталась за стул. Зайка спрятался за шкаф, а котенок спрятался под шкаф. Мишка спрятался за тумбочку, а щенок спрятался под диван. Жираф спрятался под стол, а робот спрятался за кровать. Белочка спряталась под стул, а кукла спряталась за стул» и т. д.

«Стул». Воспитатель рассказывает детям: «Однажды человек срубил в лесу дерево и сделал из него стул. Стул — это мебель. Стул деревянный. У стула есть сиденье, спинка и четыре ножки. Стул нужен человеку, чтобы на нем сидеть».

Педагог повторяет рассказ, побуждая малышей помогать ему.

В возрасте 3-4 лет при ознакомлении с новыми предметами ребенку необходим тесный непосредственный контакт с ними. По возможности следует предоставлять ему возможность потрогать их, поиграть с ними.

 

Тематический цикл «Транспорт» (двадцать седьмая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить образовывать глаголы с разными приставками; согласовывать числительные с существительными. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Картинки с изображением разных видов транспорта, машина, кукла, коробка.

Ход занятия

«На чем ездят люди?» Воспитатель предлагает детям рассказать, на чем ездят люди. Он показывает картинки с изображением разных видов транспорта, а малыши составляют предложения: «Люди ездят на трамвае (автобусе, машине, грузовике, велосипеде, мотоцикле, троллейбусе)».

Затем педагог объясняет детям: «Все эти картинки можно назвать словом «транспорт». Транспорт перевозит людей и грузы. Человек, который управляет машиной, называется водитель».

«Миша и машина». Воспитатель сооружает из коробки гараж, ставит в него машину, берет куклу и рассказывает детям, выделяя голосом предлоги: «У Миши была машина. Она стояла в гараже. Миша вывез машину из гаража и поехал по дороге. Миша подъехал к дому, затем отъехал от него и снова поехал к гаражу. Заехал в гараж, поставил машину и пошел играть с ребятами».

По ходу рассказывания воспитатель демонстрирует соответствующие действия с игрушками.

Затем педагог предлагает кому-нибудь из детей обыграть эту ситуацию. Желательно, чтобы в течение недели в игре приняли участие все дети.

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки, на которых нарисована машина и ее части: кабина, кузов, колеса. Дети называют картинки. Затем педагог убирает картинки и предлагает малышам повторить их названия без наглядного сопровождения.

«Сосчитай колеса». Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных видов транспорта и предлагает сосчитать количество колес. При этом педагог помогает малышам согласовывать числительные с существительными: «У машины четыре колеса. У поезда много колес. У велосипеда два (три) колеса. У мотоцикла два колеса. У большого грузовика шесть колес».

«Расскажем о машине». Воспитатель показывает детям картинку с изображением грузовой машины и рассказывает: «Это грузовая машина. Она перевозит разные грузы. У машины есть кузов, кабина, колеса, мотор. Машину водит водитель».

Дети воспроизводят рассказ с помощью вопросов воспитателя (хоровые и индивидуальные ответы).

Неофилия (влечение к новому) — видовой признак, которым обладает только человек. Если неофилию постоянно подавлять, она постепенно сойдет на нет и из ребенка вырастает ничем не интересующийся. человек. Поэтому нельзя запрещать ребенку познавать мир.

 

Тематический цикл «Весна» (двадцать восьмая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки связной речи. Учить сопровождать рифмованный текст движениями.

Наглядный материал. Картинки, картонные круги.

Ход занятия

«За окошко посмотри». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и читает рифмованный текст.

Раз-два-три, раз-два-три,

За окошко посмотри.

В гости к нам пришла весна,

Деток радует она.

Солнце светит, солнце греет,

Всюду травка зеленеет.

Педагог просит малышей перечислить основные приметы весны.

При повторном чтении дети повторяют стихотворение вслед за педагогом.

«Одуванчик». Упражнение проводится на прогулке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одуванчик. Затем рассказывает: «Это одуванчик. Он распускается весной. У него есть зеленый стебелек, зеленые листики, желтая головка. Она похожа на солнышко. Потом желтый цветок станет белым. Дунет ветер, и пушинки разлетятся в разные стороны. Вот какой удивительный цветок одуванчик!»

Педагог предлагает малышам самостоятельно рассказать об одуванчике (хоровое и индивидуальное проговаривание).

«Когда это бывает?» Воспитатель загадывает детям загадки. Малыши повторяют загадки (хором и индивидуально) и отгадывают их.

Солнце пригревает И снежок тает.

Тает снежок, Бежит ручеек.

Солнышко печет, Травка растет.

Листья вырастают, Жучки выползают.

К нам гостья пришла И тепло принесла.

«Прыгаем по лужам». Воспитатель раскладывает на полу картонные круги (лужи) и предлагает детям походить по ним в такт стихотворению.

Я по лужицам шагаю, В лужу ножкой наступаю: Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп, Принесла весна потоп.

Игра повторяется несколько раз. Постепенно дети заучивают четверостишие наизусть.

 

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать девятая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить правильно образовывать глаголы с разными приставками; отвечать на вопросы воспитателя. Развивать навыки связной речи.

Наглядный материал. Картинки с изображением насекомых, кукла, силуэт комара, вырезанный из бумаги.

Ход занятия

«Расскажем о насекомых». Воспитатель показывает детям картинки с изображением насекомых и проводит беседу (дети должны отвечать на вопросы полными предложениями): «Кто нарисован на картинках? Можно ли назвать все эти картинки одним словом? Каким? (Насекомые.) Когда мы можем увидеть насекомых? (Весной, летом, осенью.) Насекомые летают, бегают или ползают? Какие части тела есть у насекомых?» и т. д.

«Мама и детеныш». Воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослых насекомых и их детенышей, например, большого жука и маленького жучка, и спрашивает: «Кто нарисован на картинках? (Жук и жучок.) Большой жук — это мама, а маленький жучок — ее… (детеныш)».

Педагог показывает следующую пару картинок (паук и паучок, червяк и червячок, комар и комарик, пчела и пчелка и т. д.) и проводит аналогичную работу.

«Комарик». Для игры понадобятся кукла и фигурка комара, вырезанная из бумаги.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (одновременно он демонстрирует соответствующие действия с игрушками): «Летел-летел комарик и увидел домик. Подлетел к домику и залетел в него. А в домике сидел мальчик. Мальчик услышал, как жужжит комарик и стал его прогонять. Комарик испугался, вылетел из дома и быстро полетел в лес».

Затем педагог предлагает кому-нибудь из детей обыграть рассказ. Желательно, чтобы в течение недели в игре приняли участие все дети.

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картинки с изображением насекомых: мухи, комара, червяка, жука. Дети называют картинки. Затем педагог убирает картинки и предлагает малышам повторить их названия без наглядного сопровождения

«Ловим бабочку». Воспитатель проводит с детьми рифмованную подвижную игру, сопровождая речь движениями.

Мы бежали босиком И махали мы сачком. Бабочки летают, К нам не попадают.

Ребенку в возрасте 3—4 лет «крайне необходимо уделять самое активное внимание. Если мы будем следовать этим правилам, ребенок, вместо того чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!»

Мария Монтессори

______________

Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить самостоятельно строить предложения, опираясь на предметные картинки и образец воспитателя. Развивать навыки связной речи. Учить сопровождать рифмованный текст движениями.

Наглядный материал. Картинки по теме.

Ход занятия

«Наступило лето». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и читает рифмованный текст.

Раз-два-три, раз-два-три! За окошко посмотри: Что же это? Что же это? Дети, наступило лето! Солнышко печет, печет, Травушка растет, растет, Зеленеют все кусты, Расцветают все цветы. К нам пришла жара, жара, Нам на улицу пора!

При повторном чтении дети повторяют текст вслед за воспитателем.

Затем педагог просит малышей перечислить приметы лета. «Что бывает летом?» Воспитатель выставляет на фланелеграф по одной предметной картинке и предлагает детям ответить на вопрос: «Что бывает летом?» При необходимости педагог помогает малышам составлять предложения: «Летом солнце… (припекает). Летом листья… (распускаются). Летом цветы… (расцветают). Летом грибы… (вырастают). Летом бабочки… (порхают). Летом комары… (летают). Летом ягоды… (созревают)» и т. д.

При повторном проведении игры воспитатель побуждает детей к самостоятельным ответам.

«Что можно делать летом?» Воспитатель рисует на доске или листе бумаги различные предметы (выделены курсивом) и спрашивает у детей, что можно делать летом. Малыши составляют предложения: «Летом можно загорать на солнышке. Летом можно ловить бабочек. Летом можно купаться в речке. Летом можно собирать грибы. Летом можно поливать грядки из лейки. Летом можно собирать цветы. Летом можно кататься на велосипеде. Летом можно ходить в шортах. Летом можно собирать ягоды».

Педагог убирает картинки и просит детей рассказать о том, что можно делать летом (без наглядного сопровождения).

«Мы на травке лежали». Воспитатель проводит с детьми рифмованную подвижную игру, сопровождая речь движениями. Игра проводится на ковре.

Мы на травке все лежали,

Мы на травке отдыхали.

Нам комарики мешали,

Мы их веткой отгоняли,

Мы руками все махали,

Мы ногами все махали,

Мы комариков прогнали

И на травке отдыхали.

 

 

 

 

 

Содержание

Предисловие………………………………….3

Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя) ………. 5

Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя) ………. 7

Тематический цикл «Осень» (третья неделя) ………….9

Тематический цикл «Деревья» (четвертая неделя)……..11

Тематический цикл «Овощи» (пятая неделя)……….. . 13

Тематический цикл «Фрукты» (шестая неделя) ………. 15

Тематический цикл «Овощи— фрукты»

(седьмая неделя)……………………………… 17

Тематический цикл «Одежда» (восьмая неделя)……….19

Тематический цикл «Обувь» (девятая неделя)…………21

Тематический цикл «Посуда» (десятая неделя)………..23

Тематический цикл «Продукты питания»

(одиннадцатая неделя)………………………….25

Тематический цикл «Зима» (двенадцатая неделя) ……..27

Тематический цикл «Зимние забавы»

(тринадцатая неделя)…………………………..29

Тематический цикл «Новогодний праздник»

(четырнадцатая неделя)…………………………31

Тематический цикл «Части тела» (пятнадцатая неделя) … 33

Тематический цикл «Домашние животные»

(шестнадцатая неделя)………………………….35

Тематический цикл «Детеныши домашних животных»

(семнадцатая неделя)…………………………..37

Тематический цикл «Дикие животные наших лесов»

(восемнадцатая неделя)…………………………39

Тематический цикл «Детеныши диких животных»

(девятнадцатая неделя)…………………………41

Тематический цикл «Домашние и дикие животные»

(двадцатая неделя)…………………………….43

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»

(двадцать первая неделя)………………………..45

Тематический цикл «Домашние птицы»

(двадцать вторая неделя)………………………..47

Тематический цикл «Домашние птицы и их детеныши»

(двадцать третья неделя) ………………………..49

Тематический цикл «Дикие птицы»

(двадцать четвертая неделя) ………………………51

Тематический цикл «Наш дом» (двадцать пятая неделя) … 53

Тематический цикл «Мебель» (двадцать шестая неделя) .., 55

Тематический цикл «Транспорт»

(двадцать седьмая неделя)……………….• •…….57

Тематический цикл «Весна» (двадцать восьмая неделя) … 59

Тематический цикл «Насекомые»

(двадцать девятая неделя)……………………….61

Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)………..63

 

 

 

Книги А. Н. Смирновой

Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Смирнова Л. Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Смирнов а Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Смирнова Л. Н. Мы учим звуки Л, Р: Коррекционно-раз-вивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Смирнова Л. Н. Мы учим звуки Ш, С: Коррекционно-раз-вивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Смирнова Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5—7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Для работы с детьми 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Если вам была полезна эта информация, пожалуйста, поделитесь ей с другими в соц. сетях. Огромное спасибо!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Комментарии:

Оставить комментарий