Лекция на тему — «Организация медицинской защиты в ЧС».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить организацию медицинского обеспечения населения в ЧС.

2. Изучить силы и средства медицинских формирований ГО.

3. Углубить знания студентов по самозащите и взаимозащите, оказанию первой медицинской помощи.

4. Кратко ознакомить студентов с работой службы медицины катастроф г.Омска, особенностями лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации ЧС на территории города.

 

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Рассказ

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Специализированный класс 3-506

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2 часа

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 


Введение :

 

1. Организация медицинской помощи в ЧС мирного и военного времени.

2. Основы организации медицинского обеспечения населения в ЧС.

3. Понятия о первой медицинской самовзаимопомощи и порядок ее оказания и порядок е оказания.

4. Лечебно-эвакуационные мероприятия.

5. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

6. Медицинское снабжение.

 

Заключение

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

    1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ «Об обороне» № 61 ФЗ от 31.05.1996г.

3. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28 ФЗ от 12.02.98.

4. Защита населения и территорий в ЧС. – М.: -2003 г.432стр.».

5. Гражданская оборона на Ж.Д. транспорте — М.: «Транспорт»

6. Защита в ЧС-Омск.2003г.(учебное пособие)

7. Наставление по оказанию первой помощи раненым и больным. –М.:ГВМУ МО РФ, 2000г.

8. Медицинская помощь в ЧС. –М.:»Военные знания», 1995г.

9. Организация и оказание первой медицинской помощи населению в ЧС. –М.: 2001г.

10. Руководство по противоэпидемическому обеспечкению населения в ЧС. –М.: 1995г.

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

    1. Видеослайды, слайды, стенды.

2. Справочный материал.

    3. Видеофильмы по теме.

 

Литература

I. Учебная литература

  1. Медицина катастроф. Учебное пособие. — М.: «ИНН-Лтд», 1996.
  2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. — М.: «Военные знания», 1995.
  3. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. — М.: «Медикас», 1992.
  4. Гражданская оборона. Учебное пособие/Под ред. В.Н. Завьялова. — М.: «Медицина», 1989.
  5. Подготовка невоенизированных формирований и учреждений медицинской службы Гражданской обороны. Методическое пособие/Под ред. В.И. Михайлова. — М.: «Медицина», 1987.
  6. Губченко П.П., Губченко И.П. Медицинское обеспечение населения и действий сил в чрезвычайных ситуациях. — Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.
  7. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. — М.: Институт риска и безопасности, 2002.
  8. Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. М., 2001.
  9. Безопасность России. Медицина катастроф, реабилитация. М.: ВЦМК «Защита», 1999.

II.Федеральные законы

  1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12. 94 г. № 68 — ФЗ.
  2. «О гражданской обороне» от 12.02. 98 г. № 28 — ФЗ.

III. Постановления Правительства РФ

  1. «Вопросы всероссийской службы медицины катастроф» от 28.02.1996 г. №195.
  2. «О гражданских организациях гражданской обороны » от 10.06.99 г. № 620.

  3. «О федеральных службах гражданской обороны« от 18.11.99 г. № 1266.

  4. «Положение о мобилизационном резерве» от 14.05.97 г. № 570 — 27.

  5. «Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 27. 04. 2000 г. № 379.

 

 

IV. Директивы, наставления, руководства

  1. Директива МЧС РФ «Методические указания по созданию ГОГО» от 03. 04.00 г. № 33 — 860 — 14.
  2. Руководство по медицинской службе гражданской обороны. — М.: «Медицина», 1983.
  3. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. — М., 1995.

 

Методические рекомендации

 

 

Излагая материал, обратить внимание слушателей на то, что организация медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени приемов — одна из важных задача руководителей любого ранга. Желательно, что бы слушатели доложили о тех мероприятиях, которые проводятся или планируются на их объектах и территориях по организации медицинской помощи пораженным и больным в период ЧС.

Введение

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительное количество людей может нуждаться в первой медицинской помощи, которая должна быть оказана сразу же после получения травмы или отравления. При несчастных случаях и внезапных заболеваниях простейшие мероприятия первой медицинской помощи до прибытия медицинского работника могут спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавшему.

Сохранение жизни и здоровья населения при ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий является важнейшей государственной задачей.

Решение этой задачи возлагается в основном на службу медицины катастроф – функциональную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В мирное время медицинское обеспечение населения в ЧС осуществляет Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Многообразие ЧС, возникающих в результате обширного спектра аварий, катастроф и стихийных бедствий, влияет на организацию медицинского обеспечения населения. Это влияние определяется, прежде всего видом и масштабом аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Ибо от этого зависит характер поражений, количество пораженных, их нуждаемость в том или ином виде медицинской помощи.

В чрезвычайных ситуациях военного времени для оказания первой медицинской помощи предназначены специальные формирования.

 

Первый учебный вопрос

 

  1. Основы организации медицинского обеспечения

    населения в чрезвычайных ситуациях

 

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях на людей действуют поражающие факторы, которые и определяют характер поражения.

Поражающие факторы аварий, катастроф и стихийных бедствий подразделяются на:

  • механические (ударная волна, вторичные снаряды, строительные конструкции разрушающихся зданий и сооружений и др.) вызывающие травматические повреждения (ранения, переломы костей, ушибы и т.п.);
  • термические (высокие и низкие температуры, световое излучение ядерного взрыва и др.), приводящие к ожогам, перегреванию организма, отморожениям, замерзанию и др.;
  • химические (АХОВ, ОВ), обуславливающие интоксикацию (отравление) организма;
  • радиационные (ионизирующие излучения, РВ), вызывающие лучевые поражения (лучевая болезнь, лучевые поражения кожи, слизистых оболочек и др.);
  • биологические (болезнетворные микроорганизмы и их токсины), вызывающие инфекционные заболевания, интоксикации;
  • психогенные (психотравмирующее действие аварии, катастрофы или стихийного бедствия), приводящие к расстройствам психики различной тяжести.

Потери населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях подразделяются на санитарные (пораженные и больные) и безвозвратные (погибшие и пропавшие без вести).

Санитарные потери населения, помимо классификации по характеру поражения (заболевания), подразделяются по тяжести:

- легкой степени тяжести;

- средней тяжести;

- тяжело пораженные (больные).

Воздействие на человека одного поражающего фактора вызывает поражение, которое принято называть изолированным. В том же случае когда поражение обусловлено одновременным или последовательным действием двух или более поражающих факторов, возникает комбинированное поражение (травма + ожог, ожог + радиационное поражение + травма и т.п.). Такие поражения протекают тяжелее, чем изолированные и, особенно в случаях, где в комбинации присутствует лучевой фактор, влияющий на иммунные системы организма и угнетающий репаративные (восстановительные) функции тканей.

Потери населения в ЧС возникают внезапно, формируются одновременно и в больших количествах (массовые), а в их структуре часто преобладают тяжелые поражения.

Тяжело пораженные нуждаются в неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям, то есть промедление в оказании этой помощи приведет к их гибели или развитию тяжелых осложнений, которые в свою очередь могут явиться причиной смерти.

С другой стороны, выход из строя медицинских учреждений и персонала, а также органов управления здравоохранения, обуславливает нехватку сил и средств для оказания медицинской помощи и эвакуации пораженных в оптимальные сроки.

Это наиболее общие для ЧС условия обстановки, оказывающие существенное влияние на состав сил и средств здравоохранения, формы и методы их использования при ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Медицинское обеспечение населения в ЧС – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности личного состава аварийно — спасательных формирований и населения, попавшего в зону ЧС, своевременные оказания всех видов медицинской помощи пораженным, их эвакуацию по назначению и лечение до окончательного исхода, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Основными задачами
медицинского обеспечения населения в ЧС являются:

  • ведение медицинской разведки;
  • оценка медицинской обстановки;
  • медицинская защита личного состава формирований, проводящих АСДНР и населения в зоне ЧС;
  • своевременное оказание всех видов медицинской помощи пораженным и заболевшим, подготовка их к эвакуации в лечебные учреждения для дальнейшего лечения;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • снабжение личного состава аварийно-спасательных формирований и населения средствами медицинской защиты и средствами оказания первой медицинской помощи, а медицинские формирования и учреждения – медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом;
  • осуществление эпидемиологического наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью ОВ, АХОВ, РВ и БС;
  • развертывание сети лечебных учреждений по плану ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Успешное решение этих задач достигается:

  • заблаговременным планированием мероприятий медицинского обеспечения населения в ЧС;
  • готовностью личного состава медицинских формирований и учреждений к работе в ЧС;
  • подготовкой личного состава спасательных формирований и населения к оказанию первой медицинской помощи и др.

Медицинское обеспечение населения в ЧС слагается из трех основных частей:

  • лечебно-эвакуационных мероприятий;
  • санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • медицинского снабжения.

 

Организация и решение задач по ликвидации медико — санитарных последствий ЧС мирного времени осуществляется в рамках всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), являющейся приоритетной функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Деятельность ВСМК регламентируется Конституцией РФ, рядом законодательных и нормативных актов. Наша повседневная жизнедеятельность подтверждает необходимость совершенствования организации медико-санитарной помощи населению при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Высокая степень готовности ВСМК диктуется реальной возможностью их возникновения, т.к. наличие на территории страны значительного количества производственно-технологических комплексов повышенной опасности, а также использование устаревших технологий и оборудования создают постоянно существующую угрозу возникновения ЧС техногенного характера.

ВСМК представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований лечебно-профилактического, санитарно-эпидемиологического и научного профиля, а также структур медицинского снабжения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов управления, объединенных на функциональной основе для совместных действий в рамках РСЧС.

ВСМК включает медицинские формирования различного назначения, создаваемые на клинических базах, станциях скорой помощи, экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений здравоохранения.

ВСМК функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения России, службу экстренной медицинской помощи Министерства Обороны РФ, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД, Министерства Путей Сообщения России и других федеральных органов исполнительной власти. На федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях руководящими органами являются соответствующие межведомственные координационные комиссии.

Основными задачами ВСМК являются:

  • участие в разработке и реализации правовых, специальных медицинских мер, норм экологической безопасности населения, целевых научно-технических программ по обеспечению защиты населения от поражающих факторов ЧС;
  • разработка и внедрение единых принципов, обеспечивающих снижение уровня медико — санитарных последствий ЧС;
  • обеспечение готовности системы управления, формирований и учреждений ВСМК к действиям по предназначению в ЧС;
  • прогнозирование медико — санитарных последствий ЧС и выработка единой системы медико — санитарного обеспечения населения при возникшей экстремальной ситуации;
  • организация своевременного и эффективного лечебно — эвакуационного обеспечения пострадавших при ЧС;
  • участие в организации проведения комплекса санитарно — гигиенических и противоэпидемических мероприятий и жизнеобеспечения населения на пострадавшей территории;
  • участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи;
  • подготовка специалистов ВСМК;
  • создание и рациональное использование резервов медицинских, материально — технических и финансовых ресурсов для обеспечения работ по ликвидации медико — санитарных последствий ЧС;
  • международное сотрудничество в области снижения медико — санитарных последствий ЧС и их ликвидации.

Медицинские силы ВСМК относятся к силам постоянной готовности (РСЧС). При этом важная роль отводится как силам гражданского здравоохранения, так и медицинской службы Вооруженных Сил РФ. Для оказания медицинской помощи в очаге привлекаются медицинские подразделения и части, аварийно — спасательные службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации (прежде всего Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот), а также аварийно — спасательные формирования исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В эту же систему включаются подвижные врачебно — сестринские бригады лечебно — профилактических учреждений Министерства здравоохранения РФ, военно-лечебных учреждений медицинской службы ВС РФ. Подобные бригады с соответствующим оснащением имеются при каждом гарнизоном, флотском, окружном и центральном военном госпиталях, поликлиниках и санаториях.

 

 

Второй учебный вопрос

 

  1. Силы, средства, задачи, порядок создания и применения медицинских формирований гражданской обороны.

 

Медицинская служба гражданской обороны гражданской обороны (МС ГО) является специальной организацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения пораженного населения, мероприятий и действий сил ГО при ЧС военного времени.

По своему предназначению и значимости решаемых задач МС ГО отнесена к ведущим службам ГО и является общегосударственной службой в системе ГО.

МС ГО на федеральном уровне создается министерством здравоохранения РФ, в субъектах РФ — соответствующими территориальными отделами, управлениями (департаментами) здравоохранения. На объектах экономики МС ГО формируются на базе медико — санитарных частей, здравпунктов и поликлиник.

Начальником МС ГО соответствующего уровня является руководитель органа (объекта) здравоохранения, формирующий МС ГО этого уровня. Начальник МС ГО подчиняется соответствующему начальнику гражданской обороны, а по специальным вопросам – выше стоящему начальнику МС ГО. Служба организуется по территориальному принципу, с учетом особенностей административных территорий.

Медицинская служба Московской области (МС ГО МО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г. № 7, ст. 799) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» (Собрание законодательства ‘Российской Федерации, 1999г., № 47, ст. 5718), Положения о федеральной медицинской службе гражданской обороны, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.07. 2000 г. № 242.


МС ГО МО — это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Медицинская служба гражданской обороны Московской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны, настоящим Положением.

Медицинская служба гражданской обороны МО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением по делам ГО ЧС Московской области, с другими службами гражданской обороны, а также с медицинской службой Московского военного округа и других войск в установленном порядке.

Учреждения и формирования медицинской службы гражданской обороны, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Московской области, а также учреждения и формирования медицинской службы гражданской обороны других территориальных органов исполнительной власти, организаций независимо от формы собственности по решению cooтветствующих начальников гражданской обороны используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Создание и организационно — методическое руководство медицинской службой
гражданской обороны Московской области возложено на Министерство здравоохранения Московской области. Нормативные правовые акты Минздрава Московской области по медицинскому обеспечению населения в военное время обязательны для исполнения всеми территориальными органами исполнительной власти, а также организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

    Основными задачами медицинской службы гражданской обороны Московской области являются:    

-    прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

-    разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения области, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
  • планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
  • подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
  • создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

    - создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;    

    - организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;    

    - участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных, средств поражения;

  • подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
  • участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
  • участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
  • своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;    

    -    организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    - медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

     

    Организация медицинской службы гражданской обороны

    Московской области.

    Медицинская служба гражданской обороны области организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

    В городах, городских районах и сельских округах медицинская служба гражданской обороны создается по решениям соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а в организациях — по решению руководителей этих организаций.

    Создание и руководство медицинской службой гражданской обороны возлагается на органы управления здравоохранением Московской области, органы местного самоуправления, руководителей организаций.

    В состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

    К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны всех уровней.

    Начальниками медицинской службы гражданской обороны являются:

    - для Московской области, городов, городских районов — руководители органов управления здравоохранением области, городов, городских районов;

  • для сельских округов — главные врачи округов;
  • для организаций — главные врачи медико-санитарных частей этих организаций.

    Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются:

  • учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организации гражданской обороны);
  • учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и другие);
  • организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Московской области;
  • аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;
  • учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию и проведении мероприятий гражданской обороны.

    К формированиям медицинской службы гражданской обороны относятся:

  • отряды первой медицинской помощи (ОМП);
  • санитарные дружины (СД), санитарный пост (звено) (СП, СЗ);
  • подвижные госпитали (ПГ);
  • бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);
  • санитарно — эпидемиологические отряды(СЭО);
  • санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);
  • специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ):

    - группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

    Отряды первой медицинской помощи (ОМП) предназначаются для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным в очагах массового поражения, временного размещения и подготовки пораженных и больных к эвакуации в лечебные учреждения здравоохранения.

    Подвижные госпитали
    (ПГ) предназначаются для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных и больных.    

    Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) предназначаются для усиления учреждений здравоохранения, организаций и оказания в них специализированной медицинской помощи пораженным и больным.    

    Бригады создаются на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и научных центров, а также крупных лечебно-профилактических учреждений.    

    Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО), эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), радиологические бригады и группы эпидемиологической разведки создаются центрами государственного санитарно – эпидемиологического надзора и предназначаются для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) предназначаются для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения. Бригады формируются на базе противочумных учреждений.

    При необходимости, для выполнения задач, возлагаемых на медицинскую службу гражданской обороны, решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования медицинской службы гражданской обороны.

    В организациях, в соответствии с Федеральным законом «О Гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года и Постановлением Правительства Российской Федерации «О гражданских организациях гражданской обороны» № 620 от 10.06.1999 года, создаются медицинские формирования служб гражданской обороны.

    Медицинские формирования ГО, в зависимости от подчиненности, подразделяются на территориальные и объектовые.

     

    К территориальным медицинским формированиям ГО относятся:

    • отряд первой медицинской помощи ( ОПМ );
    • бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);
    • подвижные госпитали (хирургические ХПГ, терапевтические ТПГ, токсико-терапевтические ТТПГ, инфекционные ИПГ);
    • специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);
    • подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО);
    • санитарно-транспортные формирования (автосанитарный отряд (АСО)) эвакосанитарная летучка (ЭСЛ), авиасанитарная эскадрилия (АСЭ).

    Внештатные медицинские формирования:

    • группы медицинской разведки (ГМР) (за счет ОПМ);
    • группы эпидемиологической разведки (ГЭР);
    • группы бактериологической разведки (ГБР).

    ГЭР и ГБР создаются на базе центра госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), ППЭО и НИИ соответствующего профиля.

     

    К объектовым медицинским формированиям ГО относятся:

    • санитарный пост (СП);
    • санитарная дружина (СД);

    Общей характерной чертой для медицинских формирований является их предназначение для работы в очагах массового поражения. Исключение составляет часть санитарных дружин, предназначенных для работы в штате лечебных учреждений больничной базы медицинской службы (ББ МС) ГО в загородной зоне. При этом каждое формирование выполняет определенный, установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. По завершении работ в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе.

    В соответствии с нормативными актами в состав медицинских формирований ГО зачисляются граждане РФ, мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины в возрасте от 16 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I — ой и 2 — ой групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8 — летнего возраста, а так же женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3 — летнего возраста.

    Из территориальных медицинских формирований рассмотрим структуру отряда первой медицинской помощи (ОПМ).

     

    Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) создается местными органами здравоохранения на базе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) городов и сельских районов независимо от их ведомственной принадлежности.

    На каждые 500 коек существующей коечной мощности лечебных учреждений мирного времени создается 1 ОПМ. ОПМ относится к формированиям повышенной готовности.

    ОПМ комплектуется, как правило, из числа работников одного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), а в случае его малой мощности двух ЛПУ.

    ОПМ предназначен для оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь. Состоит из управления и восьми отделений. Организует работу ОПМ главный врач города, района. Начальник отряда – врач.

    Личный состав ОПМ – 143 человека;

    Врачей – 9 (хирургов – 4);

    Среднего медицинского персонала – 63 человека.

    Техника: легковой автомобиль –1, грузовой – 13 (за счет автопредприятий города (района), подвижная электростанция –1, радиостанция Р-105 (Р-109).

    Носилок – 60 штук.

    Сумок медицинских санитара со спецукладкой – 46 + 6 резерв.

    ОПМ не имеет палаточного фонда и предназначен для развертывания в приспособленных зданиях и помещениях в зонах слабых и средних разрушений.

    Ориентировочные возможности ОПМ за сутки работы: оказывает первую врачебную помощь и готовит к эвакуации 1000 пораженных. Непосредственно медицинская помощь будет оказываться в приемно-сортировочном, операционно-перевязочном и госпитальном отделениях ОПМ, где по штату работают 7 врачей и 26 медицинских сестер.

    В составе ОПМ имеются две санитарные дружины, общей численностью 46 человек.

    Объектовые медицинские формирования ГО

     

    К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты (СП) и санитарные дружины (СД).

    Они создаются на объектах экономики (ОЭ), учреждениях, высших и средних образовательных заведениях. В состав объектовых формирований включаются лица, не имеющие медицинского образования.

    Санитарный пост (СП) создается по 1 на цех, участок, (отдел) на объекте экономики с численностью до 2000 человек.

    При численности выше 2000 человек – создается из расчета 1 на 200 рабочих.

    Санитарные посты в мирное и военное время предназначены:

    • для оказания первой медицинской помощи в очагах;
    • для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • для ухода за пораженными и больными на сборном эвакуационном пункте
    • (СЭП) и приемном эвакуационном пункте (ПЭП);
    • для ухода за пораженными и больными в пути следования при проведении эвакомероприятий.

    Санитарный пост
    оснащается табельным имуществом как звено санитарной дружины. Табель оснащения санитарного поста представлен в Приложении 1,2.

    Санитарная дружина (СД) – создается в организациях с численностью рабочих и служащих более 300 человек.

    Санитарные дружины является самым многочисленным формированиями ГО. Они предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований, учреждений медицинской службы ГО и территориальных формирований ГО общего назначения, как их составная часть.

    В мирное время
    санитарные дружины могут привлекаться для оказания
    первой медицинской помощи населению при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по планам органов здравоохранения и проведения санитарно-просветительской работы среди населения.

    В военное время
    санитарные дружины привлекаются для розыска пораженных и оказания им первой медицинской помощи, для работы в лечебных учреждениях больничной базы и формированиях медицинской службы ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Личный состав СД – 23 человека;

    Техника: грузовой автомобиль (автобус) – 1.

    Ориентировочные возможности СД за 10 часов работы: оказывает первую медицинскую помощь 500 пораженным (без розыска и переноски).

    В эпидемическом очаге за одной СД может закрепляться территория с населением до 1500 человек на весь период работы СД в очаге.

    Носилок – 5 штук с лямками по 2 штуки на каждые носилки.

    Сумок медицинских санитара со спецукладкой – 23, то есть по 1 на штатную численность личного состава СД.

    Табельное имущество санитарной дружины, в том числе и санитарные сумки, накапливаются, хранятся и освежаются на объекте экономики, где санитарная дружина сформирована.

    Табель оснащения санитарной дружины представлен в Приложении 3,4.

    Санитарные дружины входят в организационно-штатную структуру следующих формирований:

    • в территориальной сводной команде – 1 СД;
    • в объектовой сводной команде – 1 СД;
    • в спасательной команде – 1 СД;

    В составе СД имеются пять санитарных звеньев (СЗ).

    Санитарное звено имеет следующую структуру:

    • командир звена;
    • 3 сандружинника.

    Санитарные звенья входят в организационно – штатную структуру следующих формирований:

    • в сводной команде радиационной и химической защиты – 2 СЗ;
    • в сводной группе радиационной и химической защиты – 1 СЗ;
    • в спасательной группе – 2 СЗ;

    Личный состав ОПМ, СД, СП должен быть обеспечен:

    • фильтрующим противогазом, респиратором Р-2;
    • защитной фильтрующей одеждой (ЗФО);
    • комплектом измерителя дозы ИД -1, ДП — 22В, измерителем дозы (для ОПМ);
    • комплектом индивидуальных дозиметров ДП -24, индивидуальными измерителями доз ИД -11 (для каждой сандружины);
    • легким защитным костюмом Л -1 или общевойсковым защитным плащом ОП -1 в комплекте с чулками и перчатками (костюм, комбинезон из прорезиненной ткани с сапогами и перчатками) – для отделения частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви ОПМ.

    В «Методических указаниях по созданию гражданских организаций гражданской обороны», введенной в действие Директивой МЧС РФ № 33-860-14 от 3 апреля 2000 года говорится, что одна санитарная дружина (СД) создается в коллективах численностью от 300 и более 5000 человек. При таком широком количественном диапазоне следует думать о различной нагрузке на личный состав СД, с учетом ее возможностей и оснащения. Начальникам гражданских организаций ГО в каждом конкретном случае необходимо знать возможные санитарные потери на закрепленных объектах. Они могут превышать возможности одной санитарной дружины. Отсюда встает вопрос о мерах по созданию и оснащению дополнительных медицинских формирований (СД), с целью обеспечения выполнения задачи по оказанию первой медицинской помощи раненым и пораженным.

    Итак, основная задача санитарных дружин, санитарных звеньев и санитарных постов – оказание первой медицинской помощи.

    Оказание медицинской помощи пораженным в очаге массовых потерь условно можно разделить на три фазы (периода):

    • Фаза изоляции
      – длится с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ.
    • Фаза спасения – продолжается от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага.
    • Фаза восстановления
      – характеризуется проведением планового лечения пораженных (раненых) и дальнейшей медицинской реабилитацией.

    В период изоляции, когда лица, оказавшиеся в очаге поражения, неизбежно остаются предоставленными самим себе, особую роль приобретает первая медицинская помощь. Учитывая, что продолжительность фазы изоляции может быть различной, от минут до нескольких суток, в этой связи все население должно быть заранее обучено элементарным правилам поведения в условиях ЧС, оказанию первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи.

    Первая медицинская помощь – это комплекс простейших медицинских мероприятий, проводимых на месте поражения или вблизи от него самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь) с использованием табельных или подручных средств оказания помощи.

    Цель первой медицинской помощи - устранение дальнейшего воздействия поражающего фактора, последствий поражения, угрожающих жизни пострадавшего и предупреждение развития опасных для жизни осложнений.

    Оптимальным сроком оказания первой медицинской помощи являются первые 30 – 40 минут после получения повреждения. Вместе с тем, при некоторых состояниях (остановка дыхания, сердечной деятельности, профузное наружное кровотечение) это время значительно сокращается.

    Конкретные мероприятия первой медицинской помощи зависят от поражающих факторов, действующих при катастрофе, и полученных людьми повреждений.

     

     

    Третий учебный вопрос

     

    3. Организация и проведение медицинских мероприятий при ЧС

    Медицинские мероприятия при ЧС включают в себя:

    • лечебно — эвакуационные;
    • санитарно — гигиенические;
    • противоэпидемические.

     

    3.1. Лечебно — эвакуационные мероприятия

    Лечебно-эвакуационные мероприятия являются важнейшей составной частью медицинского обеспечения населения в ЧС.

    Лечебно — эвакуационные мероприятия включают в себя :

    • своевременный розыск пораженных (больных) и оказание им первой медицинской помощи;
    • вынос (вывоз) пораженных из очага поражения и оказание им медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией в лечебные учреждения для окончательного лечения.

    Основная цель этих мероприятий заключается в сохранении жизни пораженным (больным), предупреждении осложнений и быстрейшем восстановлении их здоровья.

    При ликвидации медико — санитарных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий лечебно-эвакуационные мероприятия осуществляются на основе системы этапного лечения с эвакуацией по назначению. Сущность этапного лечения состоит в своевременном, последовательном и преемственном оказании медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией пораженных (больных) в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь в соответствии с имеющимся поражением (заболеванием) и осуществлено полноценное лечение.

    В условиях ЧС характерным является расчленение (эшелонирование) медицинской помощи и лечебных мероприятий, которые по мере удаления (эвакуации) от места поражения расширяются (наращиваются).

    Сущность этого расчленения состоит в том, что единый процесс оказания медицинской помощи и лечения, осуществляемый в обычных условиях, как правило, в одном месте, в условиях ЧС разделен на лечебные мероприятия, проводимые в нескольких местах и в разное время. Успешная реализация лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях такого «расчленения» возможна только при строгом соблюдении преемственности, последовательности и своевременности в оказании медицинской помощи и лечении пораженных на этапах медицинской эвакуации.

    Преемственность и последовательность достигаются:

    • единым пониманием сути патологического процесса;
    • едиными, целесообразными для ЧС методами лечения с последовательным наращиванием лечебных мероприятий;
    • единой четкой документацией.

    Своевременность оказания медицинской помощи достигается надлежащей организацией выноса (вывоза) пораженных из очага поражения, быстрейшей их транспортировкой на этапы медицинской эвакуации и правильной организацией работы последних.

    Обеспечение своевременного оказания медицинской помощи и рациональной эвакуации при массовых поражениях немыслимо без медицинской сортировки пораженных.

    Медицинская сортировка – метод распределения пораженных на группы по признаку нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях, в зависимости от медицинских показаний и конкретной обстановки.

    Медицинская сортировка является конкретным, непрерывным и преемственным процессом при оказании пораженным всех видов медицинской помощи. Она проводится, начиная с момента оказания первой медицинской помощи и завершается с поступлением пораженных в стационарные лечебные учреждения.

    Медицинская сортировка проводится на основе диагноза и прогноза и определяет объем медицинской помощи.

    В очаге поражения выполняются простейшие элементы медицинской сортировки в интересах оказания первой медицинской помощи. По мере поступления пораженных на этапы медицинской эвакуации сортировка продолжается и углубляется.

    В зависимости от решаемых задач выделяют два вида медицинской сортировки:

    • внутрипунктовую;
    • эвакуационно — транспортную.

    Внутрипунктовая сортировка пострадавших на этапах медицинской эвакуации проводится с целью распределения их по группам в зависимости от степени опасности для окружающих, характера и тяжести поражения, для установления необходимости и очередности оказания медицинской помощи, а также определения функционального подразделения (учреждения) этапа медицинской эвакуации, где помощь должна быть оказана.

    Эвакуационно — транспортная сортировка проводится с целью распределения пораженных на однородные группы по: очередности эвакуации, виду транспорта, положению на средствах эвакуации (лежа, сидя, на первом, втором ярусе), а также определяется пункт следования (эвакуационное предназначение).

    Основными сортировочными признаками являются:

    опасность для окружающих – в зависимости от этого пораженных распределяют на группы:

    • нуждающиеся в специальной обработке (частичной или полной);
    • не нуждающиеся в специальной обработке;
    • подлежащие временной изоляции;

    лечебный признак – степень нуждаемости в медицинской помощи, очередности и месте (лечебное подразделение) ее оказания;

    По степени нуждаемости в медицинской помощи выделяют пораженных:

    • нуждающихся в неотложной медицинской помощи;
    • не нуждающихся в медицинской помощи (помощь может быть отсрочена);
    • нуждающихся в медицинской помощи, но эта помощь может быть оказана в амбулаторно-клинических учреждениях по месту жительства (расселения);
    • в терминальном состоянии с поражением, несовместимым с жизнью, нуждающихся в симптоматической терапии;

    эвакуационный признак – необходимость и очередность эвакуации, вид транспорта и положение пораженного на транспорте, пункт следования.

    Исходя из этого признака, пораженных распределяют на группы:

    • подлежащие эвакуации и в какое лечебное учреждение (подразделение) с учетом эвакуационного предназначения;
    • способа эвакуации (лежа, сидя);
    • вида транспорта;
    • подлежащие оставлению на данном этапе медицинской эвакуации (лечебном учреждении) временно или до окончательного исхода.

    В современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий пораженные, в зависимости от их нуждаемости, последовательно обеспечиваются следующими видами медицинской помощи:

    • первая медицинская;
    • доврачебная;
    • первая врачебная;
    • квалифицированная;
    • специализированная.

    Для реализации задач, стоящих перед здравоохранением при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий, используются имеющиеся и дополнительно созданные, на базе действующих учреждений здравоохранения, силы службы медицины катастроф. К ним относятся штатные и нештатные медицинские формирования:

    • бригады скорой медицинской помощи (линейные и специализированные);
    • бригады экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринские и фельдшерские), создаваемые на базе амбулаторно-поликлинических учреждений. Их основное назначение – усиление деятельности службы скорой помощи;
    • бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности штатные и нештатные. Штатные создаются на базе центра медицины катастроф (территориальных, зональных, региональных, специализированных ведомственных и Всероссийского); нештатные — на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, клиник и специализированных центров. Основное их назначение – усиление лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
    • полевые многопрофильные и подвижные
      госпитали (хирургические, токсико-терапевтические, инфекционные и др.), создаваемые на базе центров медицины катастроф и предназначенные для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах массового поражения или в непосредственной близости от них.

    Последовательное обеспечение всеми необходимыми видами медицинской помощи пораженных осуществляется в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации.

    Под термином этап медицинской эвакуации понимают силы и средства здравоохранения, развернутые на путях медицинской эвакуации для приема, медицинской сортировки, оказания определенных видов медицинской помощи пораженным и (при необходимости) подготовки их к дальнейшей эвакуации.

    При ликвидации ЧС, принята двухэтапная система лечебно-эвакуационных мероприятий.

    Первым этапом медицинской эвакуации, предназначенным преимущественно для оказания первой врачебной помощи, являются сохранившиеся вблизи очага поражения лечебно-профилактические учреждения, пункты экстренной медицинской помощи, развернутые бригадами скорой медицинской помощи, фельдшерскими и врачебно-сестринскими бригадами, прибывшими к очагу поражения, и медицинские пункты воинских частей, привлекаемых для проведения спасательных работ.

    Оказание первой медицинской помощи в очаге поражения осуществляется преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, личным составом спасательных формирований, санитарных дружин и постов, и не требует, как правило, развертывания каких-либо штатных медицинских подразделений и формирований.

    Первая медицинская, доврачебная и первая врачебная помощь относятся к категории догоспитальных видов медицинской помощи и направлены на спасение жизни и обеспечение транспортабельности пораженных.

    Вторым этапом медицинской эвакуации являются существующие и функционирующие вне очага, а также дополнительно развернутые лечебные учреждения, предназначенные для оказания исчерпывающих видов медицинской помощи – квалифицированной и специализированной, объединенных в категорию госпитальных видов медицинской помощи, обеспечивающих лечение пораженных до окончательного исхода.

    Основой реализации лечебно-эвакуационных мероприятий является их двухэтапная система. Однако, это не догма, а руководство к действию, количество этапов, в зависимости от обстановки, может быть увеличено или уменьшено.

     

     

     

    3.2. Санитарно — гигиенические мероприятия

     

    Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из основных видов деятельности здравоохранения в ЧС. Они представляют собой систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, повышение его дееспособности, а также на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

    Аварии, катастрофы и стихийные бедствия могут оказывать отрицательное влияние как непосредственно на человека, так и на окружающую среду, составляющую основу его существования.

    Возможны обширные разрушения зданий и сооружений, выход из строя сетей и сооружений коммунального хозяйства, в частности водопроводной и канализационной систем города, что приведет к сильному загрязнению территорий города, затруднит соблюдение населением элементарных санитарных правил. Разложение трупов погибших животных повлечет за собой загрязнение почвы, воды, воздуха, а в летнее время вызовет появление мух, крыс и т.п.

    При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях могут разрушаться или повреждаться радиационно-, химически- и биологически-опасные объекты с выбросом аварийно-химически опасных, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств. И, как следствие, заражение территории, источников водоснабжения, запасов продовольствия, что затруднит снабжение населения продовольствием и доброкачественной водой.

    Все это будет способствовать росту заболеваемости населения.

    Санитарно-гигиенические мероприятия — комплекс этих мероприятий включает, прежде всего, осуществление медицинского контроля за размещением населения, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием (включая санитарную обработку), а также организацию санитарно — просветительской работы.

    Из всего сложного перечня санитарно-гигиенических мероприятий в ЧС наибольшее значение имеют:

    • защита продовольствия и воды;
    • санитарная обработка населения.

    Под защитой продовольствия понимается совокупность мероприятий, направленных на предохранение пищевых продуктов от заражения аварийно-химически опасными, отравляющими, радиоактивными веществами и бактериальными средствами.

    Ответственность за проведение мероприятий по защите продовольствия возлагается на руководителей соответствующих пищевых объектов.

    Санитарно-гигиенические мероприятия охватывают следующие основные вопросы:

    • строгое соблюдение работниками пищевых объектов правил личной гигиены;
    • регулярный санитарно-гигиенический контроль за:
    • качеством продовольствия, режимом хранения и переработки его, за состоянием тары и упаковки;
    • санитарным состоянием водоисточников, водопроводной сети и воды;
    • содержанием в чистоте зданий и сооружений пищевых объектов, инвентаря, оборудования, транспортных средств, подсобных помещений;
    • проведением мероприятий по благоустройству территорий;
    • повседневным улучшением санитарного состояния предприятий общественного питания, а также продовольственных магазинов, ларьков, рынков;
    • обеспечением пищевых объектов, баз, складов и др. необходимым количеством средств дегазации, дезактивации и дезинфекции.

    Водопроводы централизованного водоснабжения надежно защищены от заражения. Местные же источники (колодцы, резервуары и индивидуальные запасы) требуют дополнительных мер защиты (охрана, дополнительное оборудование и др.).

    Обеззараживание (обезвреживание) очень сложно и трудоемко, поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на проведении защитных мероприятий.

    В обязанности органов здравоохранения входит осуществление санитарного контроля за качеством питьевой воды, в частности:

    • санитарное обследование водоисточника и оценка качества воды в нем;
    • лабораторный контроль за полнотой очистки и обеззараживания воды;
    • медицинский контроль за персоналом, обслуживающим водоочистные установки;
    • обеззараживание воды в шахтных колодцах;
    • обеспечение населения и личного состава аварийно-спасательных формирований средствами обеззараживания индивидуальных запасов воды;
    • санитарный надзор за резервуарами и другими хранилищами воды.

    Радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ), аварийно химически опасные (АХОВ) и бактериальные средства (БС) могут заражать людей. Поэтому исключительно важное значение имеют организация и проведение специальной обработки населения, которая включает дезактивацию, дегазацию, и дезинфекцию одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

    К санитарно-гигиеническим мероприятиям относится своевременная очистка населенных пунктов от мусора и нечистот; содержание выгребных ям, уборных, мусорных ящиков в хорошем санитарном состоянии. Обеспечение работы бань, парикмахерских и других учреждений коммунально-бытового обслуживания и поддержание в них санитарного порядка.

    Важное значение имеет проведение среди населения санитарно-просветительной работы, разъяснение причин возникновения инфекционных болезней и мер по их предупреждению.

     

    3.3. Противоэпидемические мероприятия

     

    Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения и ликвидации эпидемических очагов в случаях их возникновения.

    В случае появления инфекционных заболеваний противоэпидемические мероприятия включают:

    • раннее выявление источников и путей передачи инфекции, контактных лиц и наблюдение за ними;
    • изоляцию инфекционных больных;
    • профилактическую иммунизацию населения (прививки), а в случаях не терпящих отлагательства, применяются средства экстренной неспецифической профилактики (антибиотики, сульфамидные препараты и др.);

    карантинные, обсервационные, дезинфекционные мероприятия и др.

    В том случае, когда появились инфекционные заболевания, а принятые меры по недопущению их оказались безуспешными и наблюдается рост инфекционной заболеваемости, распоряжением должностных лиц РСЧС объявляется обсервация или карантин.

    Под карантином понимают систему изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага эпидемии с находящимися на его территории людьми и животными от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в самом очаге. Карантин вводится при бесспорном установлении факта заболевания населения особо опасной инфекцией (чума, холера, натуральная оспа, сибирская язва, желтая лихорадка).

    Карантинный режим предусматривает полную изоляцию очага и имеет целью не допустить распространение инфекционных заболеваний. Население в зоне карантина разобщается на мелкие группы, контакт между ними исключается. Категорически запрещается выезд из зоны карантина, въезд в него допускается в исключительных случаях. По периметру очага служба охраны общественного порядка организует охрану (оцепление).

    Снабжение населения, находящегося в зоне карантина, осуществляется воздушным путем или через перегрузочные пункты.

    Продолжительность карантина равна одному инкубационному периоду данного заболевания и исчисляется с момента завершения дезинфекционных мероприятий после последнего случая заболевания.

    В том случае, когда установлен вид возбудителя и он не относится к группе особо опасных инфекций, вводится, вместо карантина, обсервация. Она предусматривает проведение изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

    К основным противоэпидемическим мероприятиям в зоне обсервации относятся:

    • раннее выявление больных, их изоляция и лечение;
    • экстренная профилактика (антибиотики и др.);
    • предохранительные прививки;
    • обеззараживание территории, сооружений, помещений, транспорта и т.п.;
    • санитарная обработка населения;
    • санитарно-просветительная и разъяснительная работа среди населения.

     

    Четвертый учебный вопрос

     

    4. Медицинское снабжение

    Медицинское снабжение в ЧС является одним из основных факторов, определяющих функционирование службы медицинских катастроф.

    К медицинскому имуществу относятся:

    • лекарственные средства;
    • кровь и ее препараты;
    • медицинские приборы и аппараты;
    • аптечное оборудование;
    • зубоврачебное и зуботехническое имущество;
    • предметы ухода;
    • дезинфекционная аппаратура и техника;
    • лабораторные предметы и техника;
    • бланки учета и отчетности и др.;

    В зависимости от групп имущества, которым обеспечиваются учреждения и формирования, предназначенные для работы в ЧС, имеются различные источники снабжения:

    • материально-техническое обеспечение учреждений и формирований службы медицины катастроф осуществляется органами Управления службы соответствующего структурно-функционального уровня за счет учреждений-формирователей, аптек, аптечных складов и баз спецмедснабжения;
    • создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для учреждений медицинской службы ГО, выполняющих мобилизационное задание, осуществляется за счет средств федерального бюджета;
    • потребность формирований службы в медицинском имуществе обеспечивается неснижаемым запасом их в учреждениях — формирователях с учетом текущего обеспечения учреждения;
    • комплектование имущества формирований и учреждений медицинской службы производится учреждением — формирователем за счет текущего довольствия и специальных ассигнований на службу главным врачом (директором) учреждения-формирователя, несущего ответственность за эту работу;
    • задачей органов управления службы является полное и бесперебойное снабжение всем необходимым имуществом для оказания медицинской помощи в ЧС;
    • оперативно — тактический резерв медицинского имущества службы, предназначен для оперативной деятельности службы, составляет не менее 10 % всего резерва службы и хранится:
      • в Центре медицины катастроф для бригад постоянной готовности из расчета на 50 пораженных (в укладках);
      • в базовых лечебно-профилактических учреждениях, в укладках для бригад постоянной готовности, врачебно-сестринских бригад, для стационарной помощи пострадавшим из расчета на дополнительное развертывание коек.

    Порядок наполнения, хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества мобилизационного резерва для учреждений и формирований медицинской службы ГО определяется «Положением о мобилизационном резерве», утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.97 г. № 570 — 27, и «Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27. 04. 2000 г. № 379.

    Хранение имущества мобилизационного резерва осуществляется на складах медицинских центров «Резерв».

    По линии медицинской службы в мобилизационном резерве накапливаются иммунобиологические препараты, лекарственные средства, медицинское, санитарно-хозяйственное и ветеринарное имущество для обеспечения населения и войск, защиты животных и сельскохозяйственных растений от современных средств поражения и для ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.

    Ответственными за организацию снабжения учреждений и формирований медицинской службы ГО
    медицинским, санитарно — хозяйственным и специальным имуществом в военное время является соответствующие начальники служб гражданской обороны.

    Расходы по хранению мобилизационного резерва на предприятиях, в учреждениях и организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, а также мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, предназначенного для оснащения специальных формирований и учреждений здравоохранения, создаваемых в целях медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ и населения в военное время, возмещается за счет средств бюджетов субъектов РФ и учитывается при формировании взаимоотношений этих бюджетов с федеральным бюджетом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    В представленном материале изложены основные положения медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий РСЧС.

    Раскрыты задачи организации и функционирования службы экстренной медицинской помощи и медицинских формирований ГО, их роль в медицинском обеспечении населения в ЧС. Между тем, динамика развития общества, медицинской науки требует повседневной корректировки рассмотренных выше вопросов, углубления знаний, накопления опыта по совершенствованию форм и методов оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

     

     

     

    Преподаватель УМЦ по ГОЧС Московской области

    В.А. Воронин

     

     

    Обсуждена на методическом совещании УМЦ по ГОЧС

    Московской области «_____» _________________ 2002 года.

     

    Протокол № _______ от _______2002 года

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1

    Санитарный пост

    • Расчет создания:

    Наименование формирования 

    Численность л/с (чел.) 

    Организации с численностью рабочих и служащих (чел.) 

    более 5000 

    от 3000 до 5000 

    от 1000 до 3000 

    От 300 до 1000

    Менее 300 

    Санитарный пост 

    4 

    Создается по 1-му на цех, участок (отдел) на объекте экономики с численностью до 2000 чел., свыше 2000 чел. – из расчета 1 на 200 чел.

     

    • Схема организации:


     

     

     

     

     

     

     

    3. Ориентировочные возможности за 10 часов работы:

    • оказывает первую медицинскую помощь 100 пострадавшим (без розыска и переноса).

    Приложение 2

     

    ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЯ САНИТАРНОГО ПОСТА

    Наименование имущества

    Единица учета

    К-во

    Примечание

    Аптечка санитарного поста

    Компл.

    1

    Набор медикаментов согласно описи 

    Фильтрующий противогаз 

    Шт. 

    4 

     

    Носилки санитарные (в комплекте с лямками по 2 шт. на каждые носилки)

    Шт.

    1


     

    Нарукавный знак Красного Креста (Красного Полумесяца) 

    Шт.

    4


     

    Аптечка индивидуальная (АИ-2) 

    Шт. 

    4 

     

    Индивидуальный противохимический пакет 

    Шт. 

    4 

     

    Индивидуальный перевязочный пакет 

    Шт.

    4


     

    Комплект транспортных шин

    Компл.

    1

    Комплект состоит: а) Шина проволочная лестничная (для верхних конечностей) длиной 80 см одна б) Шина проволочная лестничная (для нижних конечностей) длиной 120 см одна 

    Опись аптечки санитарного поста 

    Бинт марлевый стерильный

    7 см х 5 м 

    Шт.

    3


     

    Бинт марлевый стерильный

    10 см х 5 м 

    Шт.

    2


     

    Вата гигроскопическая хирургическая стерилизованная расфасованная по 25,0 

    Пачка

    1

    Разрешается иметь в аптечке в виде тампонов

    Корвалол 15,0 

    Флакон 

    1 

     

    Настойка йода 5% 10,0 в склянке с навинчивающейся пластмассовой крышкой

    Склянка

    1

    Допускается взамен настойки йода иметь в аптечке спиртовой 2% раствор бриллиантового зеленого 

    Спирт нашатырный 40 мл в склянке с навинчивающейся пластмассовой крышкой 

    Склянка

    1


     

    Жгут кровоостанавливающий резиновый

    Шт.

    1


     

     

     

    Приложение 3

    Санитарная дружина

    • Расчет создания:
      • создается в организации с численностью рабочих и служащих более 300 человек

    Наименование формирования 

    Численность л/с (чел.) 

    Организации с численностью рабочих и служащих (чел.) 

    более 5000 

    от 3000 до 5000

    от 1000 до 3000 

    от 300 до 1000 

    менее 300 

    Санитарная дружина 

    23 

    1 

    1 

    1 

    1 

    1 

     

    • Схема организации:


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Ориентировочные возможности:

    • оказывает первую медицинскую помощь 500 пострадавшим (без розыска и переноса).
    • Нормы оснащения (табелизации) специальной техникой и имуществом – смотри Приложение 4.

    Приложение 4

     

    ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЯ САНИТАРНОЙ ДРУЖИНЫ (СД)

    Наименование имущества 

    Единица учета

    К-во

    Примечание

    1.

    Противогаз фильтрующий

    Шт.

    24

     

    2.

    Респиратор Р-2

    » «

    24

     

    3.

    Защитная фильтрующая одежда

    Компл.

    24

    Комплектами ЗФО снабжаются дружины, входящие в состав сводных отрядов (команд) ГО и сводных отрядов ПР и ПХЗ ГО

    4.

    Комплект индивидуальных дозиметров типа ДП-24

    » «

    1


     

    5.

    Фонарь карманный электрический

    Шт.

    6


     

    6.

    Сапоги кирзовые или резиновые

    Пара

    24


     

    7.

    Комбинезон хлопчатобумажный или куртка и брюки

    Шт.

    24


     

    8.

    Берет с эмблемой

    » «

    24

    Для санитарных дружин, которым не положено ЗФО

    9.

    Нарукавный знак Красного Креста (Красного Полумесяца)

    » «

    24


     

    10.

    Носилки санитарные (в комплекте с лямками — по 2 шт. на каждые носилки)

    » «

    5


     

    Набор медикаментов и перевязочных средств согласно описи

    11. 

    Санитарная сумка со спецукладкой (сумка с набором медикаментов и перевязочных средств) 

    » «

    23 

     

    12.

    Аптечка индивидуальная АИ-2

    Шт.

    24

     

    13.

    Индивидуальный противохимический пакет (ИПП)

    » «

    24


     

    14.

    Комплект транспортных шин

    Компл.

    1

    Комплект состоит из: 1 . Шина проволочная лестничная (для верхних конечностей) 80 см — 5 шт. 2. Шина проволочная лестничная (для нижних конечностей) 1 20 см — 5 шт.

    15.

    Фляга (емкость) для воды с чехлом шт.

    Шт. 

    24


     

     

    Примечание:

  1. Специальной рабочей одеждой, обувью обеспечиваются за счет наличия их на предприятиях (организациях).

В зимнее время предусматривать выдачу теплых портянок, носков и перчаток.

Если вам была полезна эта информация, пожалуйста, поделитесь ей с другими в соц. сетях. Огромное спасибо!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Комментарии:

Оставить комментарий